СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона Кухня» и составление технологических карт».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в работе по ранней профориентации детей через возможность самостоятельной деятельности детей и их «погружение» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности дошкольников в «Профессиональной ориентационной зоне Кухня»». Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона Кухня» и составление технологических карт».»

Мастер-класс «Инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона Кухня» и составление технологических карт».

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в работе по ранней профориентации детей через возможность самостоятельной деятельности детей и их «погружение» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности дошкольников в «Профессиональной ориентационной зоне Кухня»». Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в работе по инновационному проекту по ранней профориентации детей дошкольного возраста через их «погружение» в реальные практические ситуации

3.Формирование у педагогов опыта составления технологических карт по проектам на базе ДОУ.

4. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

5. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

6. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм в работе по инновационному проекту по ранней профориентации детей дошкольного возраста через их «погружение» в реальные практические ситуации и умение педагогов составлять технологические карты по проектам в профзоне на базе ДОУ.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, технологические карты, листы бумаги, карандаши, поднос, карточки с изображением кружка синего, красного, зеленого цвета

1. Часть (теоретическая)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона Кухня» и составление технологических карт». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Таким образом, формирование представлений детей о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, один из инновационных методов - метод проектов. В Концепции Модернизации Российского образования очень остро стоит проблема создания условий для введения профильного обучения, основа которой закладывается на первой ступени обучения - дошкольное образование. В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно учитывать особенности психологического развития детей, чтобы осуществлять раннюю профессиональную ориентацию в условиях ДОУ

- Коллеги! Для начала нам нужно вспомним, что же такое профессия. Как вы можете дать объяснение данному слову? (Ответы педагогов)

- Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы и сам результат профессиональной деятельности, который обычно является основным источником дохода.

- Давайте теперь разберемся, что такое ранняя профессиональная ориентация. (Ответы педагогов)

- Хорошо! Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый и очень актуальный процесс в современном мире. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Как вы думаете, для чего нужно формировать у дошкольников знания о продуктах деятельности в разных профессиях? (Ответы педагогов)

- Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Профориентационные мероприятия для детей в ДОУ являются ранней профориентацией детей, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Поэтому создавшаяся ситуация заставила нас по- новому взглянуть на организацию профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. В рамках Окружной пилотной площадки «Я- профи», на базе нашего ДОУ был организован профицентр для дошкольников. Нами был разработан и реализован проект «Профессиональная ориентационная зона «Кухня»».

Цель проекта: ознакомить детей с профессиями, которые имеются на кухне, на основе созданной «Профессионально ориентационной зоны «Кухня» и предоставить им возможность самостоятельной деятельности через «погружение» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности дошкольников, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенным

Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация педагогических условий формирования представлений о мире профессий на кухне у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обобщить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности работников кухни (повара, шеф-повара, кулинара, кондитера, помощника повара и пр.) на основе ситуативно-имитационного моделирования, в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации;

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса на кухне (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о трудовых действиях и об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы в профессиях на кухне;

  • Формировать понимание взаимосвязи и между компонентами трудовой деятельности, умения осознавать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии на кухне;

  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

  • Формировать интерес к экспериментально- исследовательской деятельности

  • Развивать ассоциативного мышления с помощью самостоятельного приготовления блюд, и выполнения других работ на кухне;

  • Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам

Реализация модели ранней профориентации дошкольников, с использованием проектной формы работы с детьми и родителями, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я - профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

В проекте были использованы инновационные методы ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, которые основываются на личностно- ориентированном подходе и позволяют детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы и применений их на практике, в частности на профориентационной площадке (Зоне) «Кухня». Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности, можно расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной профессиональной области. Участие в проекте дошкольников было осуществлено через самостоятельную и совместную деятельность детей с педагогами в познавательной, продуктивной и игровой деятельности. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий и, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка. Мы применили интерактивные педагогические технологии: «Работа в паре», «Аквариум», «Работа по цепочке», «Большой круг», «Мозговой штурм», при которых каждый ребенок принимает активное участие в деятельностном процессе, чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс в вопросе ранней профориентации детей.

Ранняя профориентация в ДОУ включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей - участниками воспитательно- образовательного процесса, к совместной с ДОУ работе по данному вопросу.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап: определение концепции проекта; разработка методического сопровождения проекта; организация профориентационной зоны «Кухня»; разработка организационные мероприятия по подготовке и реализации проекта; составление важного элемента для решения проблемы по проекту – технологической карты по профзоне, на основе которой проводится предварительное ознакомление детей с профессиями на кухне.

В ходе этого этапа педагоги проводили беседы с детьми, читали детям художественную литератору, знакомили детей с алгоритмом приготовления блюд, создается предметно-развивающую среду, совместно с родителями подготовили рекламную продукцию: брошюры, памятки, плакаты.

2. Основной этап (формирующий): Обобщение и конкретизация представлений детей о профессиональной деятельности работников кухни на основе ситуативно-имитационного моделирования, в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации; формирование у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о трудовых действиях и об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы в профессиях на кухне; формировать понимание взаимосвязи и между компонентами трудовой деятельности, умения; осознавать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

На данном этапе дети самостоятельно выполняли разные профессиональные обязанности на кухне. За весь период работы над проектом дети самостоятельно готовили блюдо и дегустировали приготовленные блюда, воспитатели только наблюдали и лишь по просьбе детей давали советы, корректировали действия детей. Педагогами-участниками проекта были разработаны дидактические и настольно- печатные игры, алгоритмы приготовления блюд; конспекты ОД по теме «Профессии на кухне», квест-игра «В Кафе», рекомендации по ознакомлению детей с профессиями, консультации для родителей, конспекты организованной деятельности с детьми.

3.Заключительный этап: подведение анализа эффективности реализации проекта; определение дальнейших перспектив по данному направлению.

В рамках заключительного этапа мы подвели итоги и провели оценку мероприятий по проекту; каждый воспитанник, участник проекта был награжден дипломом об успешном прохождении курса обучения в профориентационной зоне «Кухня». Мы сделали выводы по проделанной работе, видеоролик «Профи», фоторепортаж, презентации «Профессия «Повар», «Отчет о проделанной работе» и другие материалы по работе над проектом. Мы представили свой проект на Всероссийском дистанционном конкурсе «Новые технологии в образовании», на XIV Региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций

В заключение теоретической части хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интересное, творческое, перспективное направление педагогики - метод проектов по ранней профориентации детей дошкольного возраст, который является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Сам метод проектов по профориентации через «погружение» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности дошкольников актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получение знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования. Использование метода проектов в нашей практике позволяет нам успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи, которые мы отражаем в начальном этапе. Также на начальном этапе мы разрабатываем технологической карты по профзоне, на основе которой проводится предварительное ознакомление детей с профессиями на кухне. И сегодня мы предлагаем вам самостоятельно составить по предложенному нами принципу технологическую карту


2 часть (практическая)

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы представили вам свой проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона Кухня»». Мы уже отметили, что Важным элементом является в разработке проекта является технологическая карта. И я предлагаю вас самостоятельно составить по предложенному нами принципу технологическую карту на любую профессиональную зону, которую бы вы хотели организовать у себя в группе., на базе своего ДОУ. Но для начала давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. Предлагаю положить Посмотрите сначала на одного соседа, а затем на другого, улыбнитесь друг другу и пожелайте что-то приятное. (Участники выполняют действия)

- Коллеги! Кто может дать определение «Технологической карты»? (Ответы участников)

- Верно! Спасибо! Технологическая карта — это вид методической продукции, обеспечивающий эффективную и качественную деятельность в проекте. Структура технологической карты  содержит конкретные задачи определённого периода, содержание работы в формах её осуществления. Особенность состоит в том, что такая картаимеет основные критерии : систематичность, прогностичность, точность (достаточная детализация в содержании) и гибкость (возможность адаптироваться в случае изменения условий). Ее можно корректировать, вносить новые данные, интересные задачи и определения, она разрабатывается на основе которой реализуются задачи образовательных областей. Педагог, умеющий рационально планировать при помощи составления технологической карты, учится систематизировать свою деятельность. Поэтому карта рекомендована в первую очередь молодым специалистам, как опора в работе и осознание должностных обязанностей воспитателя. Более опытному педагогу карта поможет в рефлексивной деятельности и самоконтроле.

-Обратите, пожалуйста, внимания на экран . Технологическая карта в нашем проекте -это своеобразный паспорт в профзоне, в ней указывается название профцентра, рекламный слоган, цель работы, краткое описание профессии в этой сфере, орудия труда и профдеятельности, а также предположительный результат по деятельности в профзоне .

Наш проект проходил на профзоне «Кухне». Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «Кухня?» (ответы педагогов)

-Молодцы! Какие профессии на кухне вам знакомы, предлагаем поиграем в игру «Назови профессию на букву» (К, О, Р. И пр.) (Ответы участников)

- «А какое орудие труда используют в данной профессии на кухне? (Ответы участников)

- Какие обязанности выполняет специалист данной профессии? (Ответы участников)

- Спасибо! Все верно, молодцы. Выбор профессии для каждого – жизненно важный вопрос, поэтому мы входе реализации проекта в такой игре мы знакомим детей с профессиями на кухне, чтобы им легче было «погрузится» в реальные практические ситуации в условиях игровой деятельности и иметь возможность анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии на профзоне более уверенным.

--- Обратите, пожалуйста, внимания на экран. Технологическая карта в нашем проекте -это своеобразный паспорт в профзоне, в ней указывается название профцентра, рекламный слоган, цель работы, краткое описание профессии в этой сфере, орудия труда и профдеятельности, а также предположительный результат по деятельности в профзоне.

- Предлагаю Вам разделится на группы, а для это выберите любой билет, который мы приготовили на подносе, на билетике кружочек определенного цвета. (Участники выполняют действия)

Используя этот метод дети в проекте самостоятельно делятся на команды, в которых сами определяют кто из них будет главным- шефом

- На 3 столах лежит образец составления структурой технологической карты. Пожалуйста, попробуйте сами ее составить.(Участники выполняют)

- МЫ предлагаем вам самостоятельно составить по предложенному нами принципу технологическую карту на любую профессиональную зону, которую бы вы хотели организовать у себя в группе, на базе своего ДОУ.

- Давайте посмотрим, что у каждой команды получилось. (Один участник команды зачитывает составленную командой технологическую карту)

- И так, небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что правильное составление технологических карт по проекту несет эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации дает возможность обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности, способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт. Поэтому мы рекомендуем использовать технологические карты в первую очередь молодым специалистам, как опора в работе и осознание должностных обязанностей воспитателя. Более опытному педагогу карта поможет в рефлексивной деятельности и самоконтроле.



- А теперь мы Вас просим высказать свои предложения, поделиться своим опытом, задать нам вопросы (Участники высказываются)

- Уважаемые коллеги! Мы благодарим вас за высказывания предложения. и мы их обязательно возьмем их все на заметку. А сейчас вы возьмите, пожалуйста, каждый по листу бумаги. Упражнение называется «Смятый лист». Сомните его как вам захочется. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждая обида или конфликт оставляют на наших душах такие же заломы, которые не исчезают уже никогда. Очень хочется надеяться, что мы будем как можно бережнее относиться друг к другу и дальше с вами взаимодействовать. Очень хочется, чтобы наше отношение друг к другу было максимально бережным и доброжелательным. И нам будет очень приятно получить от вас положительную оценку.

- Коллеги, мы продемонстрировали вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями, попробовали составить технологические карты. Мы надеемся, что наш опыт пригодится вам в вашей работе и подтолкнет к созданию на базе ваших ДОУ, в группах, профзон по разным направлениям. Презентацию мастер класса, нашего проекта, а так же дополнительные материалы вы можете получить по ссылке указанных в наших раздаточных материалах (раздают раздаточный материал) А также пусть то что вы узнали на нашем мастер-классе станет для вас опорной точкой в работе с детьми по ранней профориентации. Мы желаем вам творческих успехов. Спасибо большое за участие и внимание благодарим за сотрудничество.

Литература:

  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

  2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.

  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

  4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб.пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

  5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

  6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г

  7. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.

  8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998

  9. Энциклопедия «Мир профессий».   – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2007.

  10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г.

  11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.