ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ В МАОУ СОШУИП №3
Дата: 19.02.2025
Интегрированное занятие внеурочной деятельности: труд, ИЗО, музыка, история
Автор урока: Канашова Снежана Петровна
Соавторы: Сорокун Марина Геннадиевна, Кузьменко Петр Иванович.
Тема: Изготовление платка памяти.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся в области декоративно-прикладного искусства, а также развитие творческих способностей и формирование уважения к истории своей страны.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны и её значением для нашей страны.
Рассказать о роли платка в культуре и традициях России, рассказать о символах Победы.
Обучить основным приёмам росписи ткани на просвет.
Обучить основам оформления текстильных изделий различными способами: аппликацией из ткани, вышивкой лентами, бисером и нитками, объёмными элементами из фоамирана.
Развить творческие способности учащихся и их умение работать в команде.
Воспитать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Методы урока:
Беседа о Великой Отечественной войне и её значении для нашей страны.
Рассказ о роли платка в культуре России и его символическом значении.
Демонстрация основных приёмов росписи ткани на просвет (на примере образцов).
Демонстрация различных способов декора текстильных изделий.
Практическая работа по росписи и декоративного оформления платка.
Обсуждение результатов работы и рефлексия.
Ход занятия:
I. Организационный момент (5 минут):
Приветствие учащихся.
Объявление темы и цели урока.
Краткий рассказ о героях Великой Отечественной войны.
II. Теоретическая часть (10 минут):
Рассказ о роли платка в русской культуре и его использовании в различных ситуациях.
Объяснение символики Георгиевской ленточки и её значения.
III. Практическая часть (20 минут):
Разделение учащихся на 3 группы по 3–4 человека.
Раздача материалов для росписи (платки, краски, кисти).
Задание для 1 группы: выполнение росписи платка
Задание для 2 группы: изготовление декоративных элементов (звёзды, гвоздики и листочки из атласных лент, Георгиевская ленточка)
Задание для 3 группы: декоративное украшение платка применение различных видов и способов рукоделия.
IV. Прослушивание песен военных лет (5 минут). V. Обсуждение результатов работы (5 минут):
Просмотр готовых работ.
Обмен впечатлениями и обсуждение наиболее удачных моментов. VI. Рефлексия (5 минут):
Вопросы учащимся: «Что нового вы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что было самым сложным?»
Ответы учащихся.
Дополнительные задания:
Для самостоятельного изучения дома: подготовить сообщение о своём прадедушке или прабабушке, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Для выполнения в классе: придумать и нарисовать свой вариант декоративного украшения Георгиевской ленточкой для платка.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся узнают о Великой Отечественной войне и её значении для России.
Поймут роль платка в русской культуре и научатся его расписывать.
Разовьют свои творческие способности и умение работать в команде.
Проявят уважение к ветеранам войны.
Итоги урока: на уроке учащиеся познакомились с историей Великой Отечественной войны, узнали о роли платка в русской культуре, научились его расписывать и декорировать, проявили уважение к ветеранам. Урок способствовал развитию творческих способностей учащихся и формированию патриотических чувств.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия: Учащиеся самостоятельно выполняли роспись и декор платка, следуя инструкциям учителя и используя полученные знания и умения. Они работали в группах, обсуждая и помогая друг другу, что способствовало развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде.
Технологическая карта занятия по теме "Изготовление платка памяти
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Критерии оценивания |
I. Организационный момент | - Приветствие учащихся. | - Приветствие учителя. | Учащиеся готовы к уроку и понимают его цели. | Учащиеся активно участвуют в приветствии и настройке на занятие. |
| - Объявление темы и цели урока. | - Слушают и задают вопросы. | | |
| - Краткий рассказ о героях Великой Отечественной войны. | | | |
II. Теоретическая часть | - Рассказ о роли платка в русской культуре. | - Слушают информацию. | Учащиеся знают о культурной роли платка и его символике. | Учащиеся могут повторить ключевые моменты о платке и его значении. |
| - Объяснение символики Георгиевской ленточки. | | | |
III. Практическая часть | - Разделение учащихся на группы, раздача материалов. | - Работают в группах, получают материалы. | Учащиеся научатся росписи платка и декорированию. | Оценка качества исполнения работы: творческий подход, оформление. |
| - Демонстрация приемов росписи ткани на просвет и декорирования. | - Смотрят, повторяют, создают портреты своих прадедушек и декорируют платок. | Учащиеся могут применять изученные техники на практике. | Участие в процессе, сотрудничество в группе. |
IV. Прослушивание песен военных лет | - Включение музыкального сопровождения. | - Слушают песни, могут обсуждать. | Учащиеся воспринимают культурное наследие. | Активное участие в обсуждении впечатлений. |
V. Обсуждение результатов работы | - Ведение обсуждения, направлять разговор. | - Делятся впечатлениями о работе. | Учащиеся уясняют, что важно в процессе работы. | Произносят обоснования своих мнений. |
VI. Рефлексия | - Задавать вопросы по итогам занятия. | - Отвечают на вопросы учителя. | Учащиеся осмысливают и отражают свой опыт. | Качество рефлексии: насколько глубоко и осмысленно отвечают. |
Дополнительные задания | - Ознакомление с заданиями для самостоятельного изучения. | - Записывают, обсуждают. | Учащиеся понимают, как можно продолжить тему. | Участие в обсуждении дополнительных заданий. |
Критерии оценивания практических работ учащихся по уроку
"Изготовление платка памяти".
Критерий | Описание | Зачтено | Требует доработки | Не зачтено |
Содержание работы | Насколько полно и правильно отражена тема (память о войне, уважение к ветеранам). | Работа четко отражает тему и содержит необходимые элементы. | В работе недостаточно элементов, отражающих тему. | Работа не соответствует теме, отсутствуют ключевые элементы. |
Творческий подход | Использование оригинальных идей и художественных приемов. | Работа демонстрирует высокий уровень креативности и индивидуального подхода. | Работа содержит несколько креативных элементов, но в целом стандартна. | Работа лишена оригинальности, просто скопирована. |
Техническое исполнение | Качество выполнения росписи и декоративного оформления (аккуратность, внимание к деталям). | Работа выполнена аккуратно, детали четкие и проработанные. | Работа требует улучшения в аккуратности и проработке деталей. | Работа исполнена неаккуратно, детали отсутствуют или не проработаны. |
Использование материалов | Эффективность применения различных материалов и техник в оформлении платка. | Учащийся использует разнообразные материалы и технологии и обоснованно комбинирует их. | Использование материалов ограничено, есть недостаток или избыток в их применении. | Материалы не применяются, оформлено неуместно. |
Работа в команде | Участие в групповом проекте, взаимопомощь и сотрудничество. | Учащийся активно сотрудничает с группой, поддерживает идеи коллег. | Учащийся иногда помогает товарищам, но в основном работает самостоятельно. | Учащийся не взаимодействует с группой, игнорирует командную работу. |
Примечания:
При оценке работ учащихся важно учитывать как индивидуальный вклад каждого участника группы, так и общий результат совместной деятельности.
Учащихся можно поощрять за особенно креативные решения или активное участие в обсуждении и помощи другим.