Мастер-класс: «Использование актуальных форм и средств развития эмоционального интеллекта детей и подростков в Детско-юношеском центре»
Цель: знакомство участников мастер-класса с актуальными формами и средствами развития эмоционального интеллекта у детей и подростков.
Задачи мастер-класса:
а) актуализировать знания педагогов-психологов ОУ об EQ и способах его развития;
б) продемонстрировать опыт работы по развитию EQ у обучающихся;
в) отработать на практике упражнения по развитию EQ с участниками мастер-класса.
Форма проведения: практическое занятие для педагогов-психологов.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, аппаратура для показа презентации, дидактические пособия: «Коробка радости», «Коробка грусти», «Чудесный мешочек», «Коробочка счастья», «Картинки эмоций», картинки «5 органов чувств», материалы для игр с гонзиками.
Продолжительность: 15 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов-психологов.
Участники: мастер-класс рассчитан на педагогов-психологов учреждений.
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования игр и игровых упражнений, способствующих развитию эмоционального интеллекта у детей и подростков.
Структура мастер-класса:
-
Теоретическая часть «Использование актуальных форм и средств развития эмоционального интеллекта детей и подростков».
-
Практическая часть – занятие с педагогами-психологами с показом эффективных приёмов развития эмоционального интеллекта.
-
Рефлексия – итог занятия.
-
Теоретическая часть «Использование актуальных форм и средств развития эмоционального интеллекта детей и подростков».
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
В концепции дополнительного образования до 2030 года определено, что формирование навыков, связанных с эмоциональным развитием должно быть включено в дополнительные общеобразовательные программы, наряду с физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Слайд 6. Особенности эмоционального интеллекта детей
Младшие школьники:
-
непосредственны и откровенны;
-
оптимистичны и позитивны;
-
легко эмоционально отзываются на события;
-
чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
-
резко меняют эмоциональный настрой;
-
незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Слайд 7. Подростки:
-
нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
-
осознают собственную исключительность и неповторимость;
-
противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
-
не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Слайд8. Развивая эмоциональный интеллект, дети получают:
-
умения различать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей;
-
практические навыки по снятию эмоционального напряжения;
-
опыт по управлению собственным эмоциональным состоянием;
-
умения замечать неблагополучие сверстников и оказывать им посильную помощь.
Слайд 9. Компоненты эмоционального интеллекта:
Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Я хочу рассказать вам об одной из самых популярных, предложенной ученым-журналистом Даниэлом Гоулманом. (Джон (Джек) Майер и Питер Саловей).
Она называется смешанной и состоит из 4 элементов.
Самосознание. Оно отвечает за способность четко определять собственные эмоции, ценности, жизненные цели, познавать свои сильные и слабые стороны, мотивацию. Это непрекращающийся процесс, ведь человек меняется в течение жизни, пересматривает свои ценности и цели.
Самоконтроль. Он учит нас сдерживать эмоции, управлять ими, не поддаваться импульсам. Важность саморегуляции состоит в том, что человек знает, как правильно реагировать в той или иной ситуации, чтобы ни у него, ни у других людей не возникло негатива. Контроль над собственными эмоциями помогает сохранять эмоциональное равновесие. Сюда же относится и мотивация. Она наделяет человека энергией для достижения поставленной цели. Благодаря мотивации человек стремится достичь желаемого.
Социальная чуткость. В основе этого элемента лежит эмпатия. Это способность понимать эмоции других людей, уметь сострадать, сочувствовать, сопереживать другим людям, принимать во внимание их чувства во время принятия решений.
Управление отношениями. Этот элемент подразумевает навык выстраивания отношений с людьми, разрешения конфликтных ситуаций, умение вдохновлять людей, вести их за собой, влиять на них. Но не стоит путать это с манипуляцией ради достижения корыстных целей. Чтобы выстроить успешные и продуктивные отношения с людьми, важно учитывать их интересы и потребности, прислушиваться к окружающим.
Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно:
-
осознанность;
-
самоконтроль;
-
эмпатия;
-
социальные навыки.
Практическая часть – занятие с педагогами-психологами с показом эффективных приёмов развития эмоционального интеллекта.
Для развития навыков осознания своих эмоций я применяю игровые средства, такие как «Мешок эмоций». В данном мешочке находятся пуговицы красного, зеленого и желтого цвета. Нужно вытащить из мешочка одну из пуговиц,
Красная пуговица – счастье, нужно сказать, что делает тебя счастливым
Желтая пуговица – любопытство, нужно сказать, что тебе любопытно
Зеленая пуговица – удивление, нужно называть, что тебя удивляет и т.д.
Можно поменять пуговицы на шарики:
Синий шарик – грусть, нужно назвать, от чего ты можешь грустить
Зеленый шарик – печаль, нужно назвать, от чего ты можешь заплакать
Белый шарик – злость, нужно назвать то, что может тебя разозлить.
В работе с детьми и подростками я часто использую практические средства предложенные психологом и автором пособия «Где живут эмоции» Викторией Шиманской «Коробку радости». Данную коробку я предлагаю взять в руки и объясняю, детям младшего школьного возраста, что в этой коробке «живет радость» и вы можешь добавить в нее то, что вас радует. Они могут прошептать в нее, проговорить, написать на стикере и положить в коробку. Ребятам постарше если работаю с ресурсным состоянием, спрашиваю, что бы ты взял из коробки, чтобы ощутить радость, что может тебя порадовать?
Участие детей в психологических акциях, так же нацелено на осознание своих эмоций. Акция «Котелок радости», цель которой - актуализация потребности детей и взрослых в получении положительных эмоций».
Акция «Реши психологическое уравнение была проведена со старшеклассниками.
Для создания уравнений можно воспользоваться колесом эмоций Роберта Плутчика. Предлагаю выполнить данное упражнение.
Игра «Мешочек чувств» Теперь мы можем подключить органы чувств. Важно, чтобы были задействованы все пять чувств: обоняние, зрение, осязание, слух, вкус. Сложите в мешок то, что заставляет вас чувствовать себя счастливым. Например: если это вкус, то вкус чего бы тебя сделал счастливым.
Для того чтобы ребенку было эмоционально комфортно находиться в центре, чтобы он осознавал, переступая порог учреждения, что его ждут, ему рады, в здании детско-юношеского центра была создана галерея смайлов «Добрый день». Расположена галерея в фойе первого этажа у центрального входа и дети, приходя в учреждение сразу обращают внимание на ярких смайлов, расположенных вдоль всего коридора. Цепочка Смайлов выстроена логично по своему содержанию.
Для развития социальных навыков, как одного из компонентов эмоционального интеллекта с детьми активно использую игры с гонзиками. Данное игровое пособие является пособием Воскобовича. Это глазки, которые одеваются на пальчик ребенка или взрослого. Если одеть цветную перчатку, то получается яркий персонаж. Играть с гонзиками можно с дошкольного возраста и до бесконечности, как одному, в паре со сверстником, в группе или со взрослым. «Гонзики» могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценках.
Использование игрового пособия «Волшебные гонзики» поможет:
-
сформировать у ребенка мотивацию и интерес к занятиям;
-
повысить работоспособность;
-
развить коммуникативные навыки, эмоциональную сферу;
-
научить детей общаться.
«Глазки» можно наделять различными чертами характера, настроением, в зависимости от этого подбирать цвет перчаток. Перчатки можно наделять дополнительными деталями (ушками, хвостиком, короной, и.т.д.).
Рефлексия: пожалуйста, поднимите левую руку ладошкой вверх, мысленно положите на нее свой багаж знаний и опыта. А на правую, положите то, что узнали сегодня. На счет три одновременно хлопнем в ладоши, чтобы частицы наших знаний разлетелись по аудитории и соединились в одной копилке мудрых идей, которые мы используем на благо общего дела – воспитания подрастающего поколения. Благодарю всех за сотрудничество.
Желаю вам светиться от улыбок и любви, здоровья вам и творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА
-
Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
-
Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
-
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — ISBN 978-985-531-260-5.
-
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.
-
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.
-
Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М.: HBR, 2006.
-
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
-
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
-
Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. — М.: «АльпинаПаблишер», 2011. — ISBN 978-5-9614-1483-7.
-
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика. 1976.
-
Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — ISBN 978-966-415-016-0.