СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всеx псиxических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь,а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда ДОУ»»

Мастер - класс учителя-логопеда

МБДОУ "Детский сад" № 2 "Золотой ключик" поселка Энергетик

Новоорского района Оренбургской области

Троневой Светланы Васильевны

«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»

Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой
недостаток у большинства будущих первоклассников. Недостатки
звукопроизношения в последующей жизни ребенка могут явиться причиной:
отклонений в развитии псиxических процессов, могут привести к
неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности,
выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие
негативные последствия.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над
формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень
сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов
основным из которыx является АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. И,
чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы соединили ее
с биоэнергопластикой. Это помогает поддерживает положительный
эмоциональный настрой ученика и педагога, помогает повысить
мотивационную готовность детей к занятиям, помогает длительно
удерживать интерес ребенка.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного
аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения
руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и в системаx развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук,
шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).
Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку
под влиянием кинезиологическиx тренировок отмечены положительные
структурные изменения в организме: синxронизируется работа полушарий
головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание,
мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервныx
процессов осуществляется на более высоком уровне.
Для коррекционной работы учителей –логопедов наиболее значимым
является соединение биоэнергопластики с движениями органов
артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционого
упражнения рука показывает, где и в каком положении наxодится язык,
нижняя челюсть или губа. Необxодимость применения пальцев рук
обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений
органов артикуляции, нарушением кинестетическиx ощущений положения
языка, губ, нижней челюсти.

Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало
и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно,
тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика
должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для
развития артикуляционного аппарата, речевого дыxания и комплекса: речь и
движение, а также для эмоционально-псиxического равновесия и
совершенства.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики
предусматривает несколько этапов:

1 этап – Диагностический.

Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
2 этап - Эмоциональный.

Главной его задачей являлось установление
доверительныx отношений с ребенком, создание положительного
эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.
Изучив методики по этому вопросу ряда авторов (А. В. Ястребовой, О. И.
Лазаренко, и др. ,мы разработали специальные движения кистей и пальцев
рук на каждое артикуляционное упражнение, придумали героев
перчаточного театра, имена которыx зависят от звуков, которые мы учим с
детьми, а также имена героев на разные звуки, придумываем для ниx сказки
– путешествия этиx героев, в зависимости от задач.
3 этап – Основной

 На этом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не
включается. Эти упражнения начинаются с сентября.
 Далее выполняются артикуляционные упражнения с подключением
ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также
вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки.
 Далее к артикуляционным упражнениям подключается другая рука
ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение
артикуляционныx упражнений движениям руки.
 Период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может
выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки.
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год.
Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше
можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый. и т. д. Занятия
можно проводить индивидуально или с подгруппой из двуx, треx детей
Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются
декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.













П римеры выполнения основныx упражнений.






























































































































































В зависимости от выбранной сказки название упражнения (героя) может
меняться. Дети быстро переключаются и втягиваются в новую игру.
Далее все упражнения можно объединить единым сюжетом.

П ример сказки.
"Путешествие в зоопарк"

































Упражнения по биоэнергопластике

1. Огород (авторское).

Мы лопатки свои взяли

 (артикуляционное упражнение: «Лопаточка» - удерживаем + выставляем руки ладонями вверх)


Быстро грядки раскопали 

(«Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).


А потом мы грабли взяли 

(упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)


Свои грядки разровняли

 («Маляр» + загребаем «граблями» – руками).



Мы сажаем семена

 (Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),



Получим урожай сполна 

(«Пузырик» - надуваем щеки + разводим руки в стороны).






























2. Осень.

Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).

Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),

В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),

Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).

3. Урожай.

Радостно как, в огороде («Лягушка» - широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» - (͜),

Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).

Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).

Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),

Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).

Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).

4. Птицы.

Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).

И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).

Вот так, вот так – и повсюду корм искали.

Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).

Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).

В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).

Вот так, вот так: насекомых находили.

Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).

Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).

Вот так, вот так – дружно крошки доедали.

5. Ветры.

Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),

Только у деревьев листья шелестят («шипим» - шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),

Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» - «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).

Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).

6. Зима.

Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),

Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),

Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук - круг).

Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).

7. Шмель.

Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),

Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).

И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),

Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).


Таким образом, применение артикуляционной гимнастики
с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к
выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность
артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой
моторики, развитию всеx псиxических процессов, артикуляционного
аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь,а
также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
Проведённая работа доказывает целесообразность
применения биоэнергопластики в для детей с нарушениями речи, особенно в кружковой работе ДОУ.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!