СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование пособия "Логические блоки Дьенша в работе с детьми с ОВЗ" с примерами игр.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ"»

Мастер-класс « Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ»

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи.

– Донести до осознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.

– Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

– Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе .

– Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.

– Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование. Мультимедиа. Презентация.

Раздаточный материал. Блоки Дьенеша, наглядный материал к играм.


ФГОС определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживает;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Перед нами поставлена задача обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни

  • Задачи Концепции тесно переплетаются с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Образование в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций. Один из целевых ориентиров - овладение элементарными представлениями из области математики

  • Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно не только научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но необходимо познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой формирования элементарных математических представлений. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным.

Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик и пособий для развития интеллектуальных способностей. Однако возможность формиро­вать в комплексе все важные для умственного развития, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из них являются ло­гические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логических, комбинаторных и аналитических способностей детей с помощью увлекательных логических игр.

Почемы мы выбрали именно блоки Дьенеша?


Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста с ТНР обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях коррекционно - развивающего обучения. 
Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ТНР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного). 
Кроме того, у детей с ТНР отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность, сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов. 
Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на которые следует опираться при построении коррекционной работы. К ним относятся: 
1. высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания; 
2. наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор; 
3. развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме. 
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь

Использование блоков Дьенеша в работе с дошкольниками способствует ускорению развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений, позволяет моделировать важные понятия математики и информатики (алгоритмы, кодирование информации, логические операции), строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. 

  • В основу нашей работы легла идея Елены Адамовны Носовой и Раисы Львовны Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты.

(логика и математика для дошкольников)


Как вы считаете, чем детей привлекают блоки Дьенеша?

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разно­образных предметных действий.


Знаком ли кто-нибудь из Вас с блоками Дьенеша?



Как вы считаете, что они развивают?

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Задачи

Развиваем логическое мышление.

Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.

Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развиваем пространственные представления.

Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции.

Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.


ОПИСАНИЕ БЛОКОВ…


Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным сред­ством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

  • Самое простое с чего можно начать работу с маленькими детьми-это работа с альбомами…дети учатся анализировать, сравнивать и накладывать блоки на готовые рисунки, строить простые фигуры из блоков по образцу.


Далее мы переходим к играм…

1. «ПОМОГИ МУРАВЬИШКАМ»



Цель. Развитие устойчивой связи между образом свой­ства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу об­ратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, крас­ные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправле­ния ошибок блоки возвращают на место.



Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством пред­метов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала ос­ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и тол-шине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

2. «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»

Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, аб­страгировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно со­ставлять алгоритм простейших действий.

3. «НАЙДИ КЛАД»*1

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстра­гировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, боль­шой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя раз­личные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.




Перед тем как перейти к более сложным играм необходимо ввести карточки-символы , на которых условно обозначены свой­ства блоков (цвет, форма, размер, толщина)1.


Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

4. «АВТОТРАССА »

Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, аб­страгировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно со­ставлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Перед детьми — таблица 1, а (см. Приложение), на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе (фигур).

Правила построения дорожек записаны в таблице.

В ней стрелки показывают, какой за каким по цвету блок должен идти. Дети разбирают правило: за красным блоком стоит желтый, за желтым — синий, за синим — снова крас­ный. Решают, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Блоки выкладывают по очереди. Каждый ребенок подходит к блокам, выбирает нужный и прикладывает его к дорожке.

5. «ДОРОЖКИ»

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по задан­ным свойствам.

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одина­кового цвета.Дети по очереди выкладывают блоки.

Взаимосвязь с учителем-логопедом…

Использование блоков Дьенеша в подвижных играх…

6. «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ»

Цель. Развитие способности к анализу, абстрагиро­ванию; умения строго следовать правилам при выпол­нении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, вооб­ражения.

Материал. Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (табл. 4—6).

Содержание

В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необыч­ные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения.

Он помогает детям выяснить, на какое свойство фигур надо смотреть (на цвет), с какой фигуры начинать строить необыч­ную (с той, от которой отходят все стрелки, — с красной). От красной отходят две стрелочки:

Для того, чтобы поглубже вникнуть в данные игры мы с вами еще немного поиграем…Обычно блоки Дьенеша педагоги используют как элемент занятия или используют игры в качестве

Сейчас вашему вниманию мы представим пример образовательной деятельности с использованием сразу нескольких игр по блокам Дьенеша:

«В поисках эльфов»

Совсем недавно все мы отмечали замечательный праздник Новый год. Все весело его встретили?

Однако никто из нас не пригласил на праздник злую колдунью…За это она решила заколдовать нас в блоки…(каждый участник получает набор карточек, Знаки на которых подскажут в какие фигуры мы превратились)-каждый участник отгадывает , какую фигуру он представляет.

Всех героев силой своего волшебства колдунья забросила в непроходимый лес… Злобно посмеясь она ушла, сказав на прощанье, что только эльфы смогут нас расколдовать. Как будем выбираться из леса? (следуя знакам , для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки-игра «Помоги фигурам выбраться из леса»)

Наши герой благополучно вышли из леса к дороге. На чем будет будем добираться до эльфов? (на транспорте, который необходимо построить на столе из блоков по образцу- альбом)

Все сели в свой транспорт? …Поехали..

Физкультминутка

Вот мы и добрались до поляны эльфов… Каждого героя может расколдовать только свой эльф. В домике, под какой цифрой живет ваш эльф? Вам опять подскажут символы…(игра «Где чей гараж»)

На этом наши злоключения закончились и мы с вами многому научились…





Комплекс игр

Работа с альбомами

1. «ПОМОГИ МУРАВЬИШКАМ»



Цель. Развитие устойчивой связи между образом свой­ства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание

I

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу об­ратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, крас­ные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправле­ния ошибок блоки возвращают на место.

Ведущий дает новую команду: спрятаться всем боль­шим муравьишкам (всем круглым или всем не квадрат­ным, не синим, не толстым и т.д.).

Сначала роль ведущего (мамы-муравьихи) выполняет взрослый, затем по очереди дети.

При повторении упражнения игровые задачи меняются (помочь мышкам спрятаться от кота, собрать все съедобные грибы и т.д.).

II

Ведущий называет сразу два свойства блоков (муравьи­шек), которые должны попасть в домики (круглые большие или маленькие красные, квадратные не красные, большие не треугольные и т.д.). Взрослый каждый раз поощряет стремление ребенка самостоятельно придумать новую комби­нацию свойств.

III

Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьи­шек), которые должны попасть в домики (круглые красные большие или желтые маленькие квадратные, красные боль­шие не треугольные, толстые не большие не синие, не жел­тые не тонкие не круглые и т.д.).

Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Взрослый поощряет стремление детей придумать новую комбинацию свойств.

2. «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»



Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, аб­страгировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно со­ставлять алгоритм простейших действий.

Материал. Набор логических блоков,домики.

3. «НАЙДИ КЛАД»*1

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстра­гировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал. 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).

Содержание

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, боль­шой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя раз­личные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

1 Здесь и далее звездочкой отмечены авторские разработки заданий. — Ред.



Ведущий (это может быть воспитатель, родитель или ре­бенок) вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно — «нет». Например, ведущий спрашивает:

  • Клад под синим блоком?

  • Нет, — отвечают дети.

  • Под желтым?

  • Нет.

  • Под большим?

  • Нет.

  • Под толстым?

  • Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет — продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямоуголь­ники или синие и красные круги и т. д.), увеличивается их ко­личество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.

II

У ведущего карточки-свойства. Количество блоков уве­личивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно уга­дать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточ­ку с соответствующим знаком. Например:

  • Под круглой большой фигурой?

  • Нет.

  • Под квадратной маленькой?

  • Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат» ), но
    не под маленькой.

  • Под квадратной большой?

  • Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).



Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.

При повторении игры следует взять блоки другого цвета.



III



Количество блоков — 24: все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету и толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвету и величине.

Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угадан­ное свойство карточками-свойствами. Например:

  • Под красным, большим, круглым?

  • Под красным (выкладывает «красный цвет» ), но не под
    большим и не под кругом.

  • Под красным маленьким треугольником?

  • Под красным маленьким (добавляет к выложенной
    карточке еще одну «маленький»), но не под треугольником.

  • Под красным маленьким квадратом?

  • Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).

Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок. Найденный клад забирает себе.



4. «УГАДАЙ-КА»

Цель. Развитие умения выявлять, абстрагировать и назы­вать свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обо­значать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.).

Материал. Логические блоки, игрушка Буратино, кар­точки-свойства (для II и III вариантов).

Содержание

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, на­пример Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блока­ми). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете вы­брать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее до­стану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать пода­рок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

II

Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу, два его свойства (например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо верно, и выставляет соот­ветствующую карточку-свойство («квадратный, но не синий», «желтый, но не треугольный»). Тот, кто угадывает, сменяет Бу­ратино — выбирает подарок и указывает, какие два его свойст­ва надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и тол­щину или другое).

Если дети потеряли интерес к игровой задаче (выбрать по­дарок для своего друга), предложите им игру с новой мотива­цией, например строительство города из логических блоков. В этом случае главный строитель начинает возведение города. Он выбирает блок, который станет первым домом в этом го­роде, и просит детей угадать его цвет и размер или какие-либо другие два его свойства. Тот, кто угадывает, получает право продолжить строительство. Он так же выбирает блок для сле­дующего дома и указывает, какие два его свойства дети долж­ны отгадать.

III

В этом варианте игры требуется угадать сразу три свой­ства блока. Например, ведущий (Буратино, Главный стро­итель) прячет блок и дает задание угадать цвет, форму и размер блока, или же его форму, размер и толщину, или цвет, форму и толщину. Игроки при отгадывании должны обязательно назвать три свойства. Если они угадывают одно или два из заданных свойств, ведущий говорит, что названо верно (выкладывает соответствующие карточки-свойства), а что неправильно («красный, но не круглый и не большой», «красный маленький, но не квадратный»).

В дальнейшем следует усложнить задачу: в игре угадать все четыре свойства блока.

Эту игру с детьми старшего дошкольного возраста можно .организовать по типу известной телеигры «Что? Где? Когда?». Для нее дополнительно потребуется игровое поле, разделен­ное на секторы по количеству игроков (им может быть круг, начерченный на полу или вырезанный из бумаги и располо­женный в любом удобном месте), волчок со стрелкой (в центре игрового поля), непрозрачные коробочки по числу секторов (в каждой должен поместиться самый большой блок).

До начала игры ведущий кладет в коробки по одному блоку и расставляет на каждый сектор игрового поля. Игроки занимают места вокруг игрового поля. Ведущий вращает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, в ка­кой коробке надо угадать блок и кто начинает отгадывать. Ведущий снимает коробку с игрового поля, смотрит, какой блок находится в ней (игрокам не показывает), и предла­гает угадать два или больше его свойств. Тот, кто угадал свойства блока, становится ведущим, заполняет пустую коробку (игроки не должны видеть ее содержимое) и снова вращает волчок.

5. «АВТОТРАССА »



Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, аб­страгировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно со­ставлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Материал. Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1—3), логические блоки.

Содержание

I

Перед детьми — таблица 1, а (см. Приложение), на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе (фигур).

Правила построения дорожек записаны в таблице.

В ней стрелки показывают, какой за каким по цвету блок должен идти. Дети разбирают правило: за красным блоком стоит желтый, за желтым — синий, за синим — снова крас­ный. Решают, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Блоки выкладывают по очереди. Каждый ребенок подходит к блокам, выбирает нужный и прикладывает его к дорожке. Тот, кто заметил ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. При повторении упражнения дети строят дорожки по новым правилам, записанным на таблице 1, б — г. При этом дети могут строить дорожки из блоков и плоских фигур.

Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; участники разбиваются на пары, и каж­дая пара строит свою дорожку; каждый ребенок строит от­дельную дорожку.

В игре парами можно ввести правило: кто допустит ошибку, тот оставляет себе фигуру как штрафную. Выигры­вает тот, у кого меньше наберется штрафных фигур.

Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом могут придумать их сами. Взрослый постоянно меняет игровые задачи (построить мост через реку, собрать бусы, проложить тропинку через дремучий лес и т.д.).

II

Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков (табл. 2, а—г).

Для поддержания интереса детей взрослый предлагает различные игровые и практические задачи: построить до­рожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убе­жать Каю и Герде; разложить в коробке конфеты; навести порядок в шкафу человека Рассеянного с улицы Бассейной.

Сначала правила предлагает взрослый, затем их состав­ляют сами дети.

III

Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств — цвета, размера, формы (табл. 3, а—б). Взрослый побуждает детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач, поощряя про­явления активности и творчества.

6. «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ»



Цель. Развитие способности к анализу, абстрагиро­ванию; умения строго следовать правилам при выпол­нении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, вооб­ражения.

Материал. Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (табл. 4—6).

Содержание

I

В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необыч­ные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу с правилом построения необычных фигур (табл. 4, а).

О н помогает детям выяснить, на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необыч­ную (с той, от которой отходят все стрелки, — с прямоугольни­ка). От прямоугольника отходят две стрелочки: одна к квадрату, вторая к треугольнику. Это означает, что к нему нужно прило­жить квадрат и треугольник с любой стороны. От квадрата стре­лочка идет к кругу — к нему надо пристроить круг. От треуголь­ника стрелка идет тоже к кругу — и к нему нужно пристроить круг. А от круга не отходит ни одной стрелочки, поэтому к нему не нужно ничего прикладывать. Затем каждый ребенок строит сложную фигуру, прикладывая блоки один к другому. Взрос­лый нацеливает детей на создание своей, не похожей на другие, необычной фигуры. В результате у детей могут получиться самые разные сложные фигуры:



По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят не­точности, устанавливают, на что или на кого они похожи.

В повторных упражнениях используются другие правила (табл. 4, б в).

Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Взрослый каждый раз поощряет проявление детьми самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур.

II

Необычные фигуры дети строят по правилам, которые тре­буют учета сразу двух свойств, например, формы и цвета, или формы и размера, или цвета и размера (табл. 5, а—в).

Фигуру могут строить одновременно несколько человек. В этом случае дети по очереди выкладывают свои фигурки. Тот, кто допускает ошибку, оставляет фигуру себе. Выиг­рывает тот, у кого меньше набрано штрафных фигур.

Сначала дети строят фигуры по установленным прави­лам, а затем — по самостоятельно составленным.

III

При составлении необычных фигур используются прави­ла, которые требуют учета сразу трех свойств (табл. 6, а—в).

Взрослый поощряет проявление детьми самостоятель­ности при определении правил игры; меняет правила (расколоть дерево, разгадать герб и т.д.).



7. «ГДЕ ЧЕЙ ГАРАЖ? (ПОСТРОЙ ДОМ)»



Цель. Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал. Логические блоки, карточки-домики (табл. 7—9), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).

Содержание

I

В игре принимают участие 5 человек: ведущий и стро­ители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого стро­ителя карточка-домик (табл. 7) и прямоугольники-«кир-пичики». Задача строителей — построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

II

Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств (табл. 8).

Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму. Целесообразно сделать и такие варианты карточек, играя с которыми детям необходимо ориентироваться на дру­гие свойства (цвет и размер или форму и размер).

III

Используются карточки, которые требуют ориентировки на три свойства (табл. 9).

Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер каждой фигуры.

СРАВНЕНИЕ

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свой­ствам, видеть в них общее и различное.

Они помогают ребенку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.



8. «ДОРОЖКИ»



Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по задан­ным свойствам.

Материал. Логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначе­ния).

Содержание

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одина­кового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто заметит ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая до­рожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет иг­ровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагон­чиков и т.д. (В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

II

Усложняются правила построения дорожек. Требуется, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свойства: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (оди­наковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т.д.). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

III

Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т.д.

Взрослый не оставляет без внимания проявление ини­циативы детей и их творчества при составлении правил, предлагает детям новые игровые задачи.

В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкла­дывать, а рисовать в четрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.

9. «НАЙДИ ПАРУ»



Цель. Развитие восприятия, внимания, умения анали­зировать и сравнивать предметы по самостоятельно выде­ленным свойствам.

Материал. Логические фигуры или блоки.

Содержание

I

В игре участвуют пять — семь человек. Один набор фигур у ведущего в мешочке (коробке), второй — у игроков (расположен так, чтобы все видели фигуры и могли взять любую). Если у игроков блоки, то половина их у ведущего, а вторая половина у них.

Фигуры — зайчата: те, которые у игроков, — зайчата-девочки, которые у ведущего — зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сестры (например, цветом), и выкладывает на стол одну из фигур (зайчика-мальчика). Дети ищут к ней пару (сестру), приставляют фигуру такого же цвета. Кто первым правильно составит пару — забирает ее себе. Далее ведущий поочередно выкладывает остальные фигу­ры, а дети ищут к ним пары. Тот, кто соберет больше фигур, становится ведущим.

Пары можно составлять на основе как сходства, так и различия свойств: одинаковые по цвету, разные по цвету; одинаковые по размеру, разные по размеру; оди­наковые по форме, разные по форме.

В повторных играх игровые задачи могут меняться.

II

Пары составляются на основе сходства или различия по двум свойствам: одинаковые по цвету и форме; одинаковые по величине и толщине; одинаковые по толщине, но разные по цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме; разные по форме и размеру; разные по цвету и форме и т.д.

Игру можно организовать как предыдущую или по-дру­гому.

Предложите детям разделиться на пары. У каждой пары — набор логических фигур. Игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру. Второй игрок ищет к ней пару. Если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

III

Пары составляются на основе сходства и различия по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме. Взрослый поощряет активное придумывание детьми новых правил составления пар.

10. «ДВЕ ДОРОЖКИ»

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать свой­ства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал. Логические фигуры.

Содержание

I

Играют двое в паре (желательно ребенок и взрослый). Каждый участник берет из набора пять разных фигур, пере­мешивает их и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкла­дывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стоп­ке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фи­гуры в своей стопке. Если он находит какое-то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника (цвет, форма или размер), то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.

II

Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если она похожа или отличается от его фигуры двумя свойствами: такая же по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме или другая по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме.

Количество фигур у каждого игрока постепенно увели­чивается до 10.

При повторении игры правила меняются. Взрослый постоянно поощряет придумывание новых правил самими детьми.

III

Игрок выигрывает фигуру соперника в том случае, если она отличается от его собственной тремя свойствами (цветом, формой и размером).

Количество фигур у игроков постепенно увеличивается до 12.

Вместо плоских логических фигур здесь лучше исполь­зовать объемные блоки, они увеличивают вероятность вы­игрывания фигуры соперника. Ее можно выиграть в не­скольких случаях: если она отличается цветом, формой и размером; цветом, формой и толщиной; цветом, размером и толщиной или формой, размером и толщиной. Это по­вышает интерес к игре.



КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ



Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом сначала малыши освоят умения классифицировать и обоб­щать предметы по заданным свойствам, затем — по само­стоятельно выделенным. Они постепенно перейдут от клас­сификации и обобщения предметов по отдельным свой­ствам к выделению закономерностей.

11. «ГДЕ ЧЕЙ ГАРАЖ»



Цель. Развитие умений классифицировать.

Материал. Логические фигуры (блоки1), таблицы с изо­бражением дорожек и гаражей (табл. 10, а).

' Для упражнений с блоками можно увеличить размеры таблиц и расположить их на полу.



Содержание

I

Перед детьми таблица 10, а. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина.

Упражнение повторяется с таблицами 10, б, в. Органи­зовать его можно по-разному. У детей может быть одна таблица на всех: участники игры разбирают блоки-машины и поочередно ставят их в свой гараж. Или у каждого ребенка может быть своя карточка и набор логических фигур. Или же дети делятся на пары, и у каждой пары своя таблица и набор фигур. Игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин. В случае ошибки игрок возвращает фигуру себе. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.



II

Упражнения проводятся с таблицами 11, а, б.

III

Упражнения проводятся с таблицами 12, 13.





12. «ЗАСЕЛИ ДОМИКИ»

Цель. Развитие классификационных умений.

Материал. Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков (табл. 14).

Содержание

Перед детьми — таблица 14, а. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.

Упражнение повторяется с таблицами 14, б, в. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет само­стоятельный выбор основания классификации.

Примечание. Для упражнений с блоками необходимо увеличить изображения домиков. Их можно располагать на полу, на столе, на коврике и в другом удобном месте.



II

При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам (табл. 14, г, д, е).

В городе логических фигур появляются новые двухэтаж­ные дома (табл. 14, г). В них еще сложнее расселить жильцов. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказы­вают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Дети уточняют, где какие фигуры должны помещаться, и заселяют дом. В конце называют, какие фигуры оказались в каждой клеточке (указывают два общих свойства для каждой группы фигур).

Упражнение повторяют с таблицей 14, д. Домик нужно заселить так, чтобы в каждой клетке оказались одинаковые фигуры.

В дальнейших упражнениях взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми оснований для классификации предметов по двум свойствам. С этой целью предлагает изображения двухэтажных домиков без знаков-подсказок.

От заселения двухэтажных домов дети переходят к за­селению трехэтажных (табл. 14, е). Эти упражнения можно организовать по-другому — как игру. Для этого дети разбиваются на пары. У каждой.пары — домик и набор фигур. Игроки совместно определяют правила расселения фигур и по очереди выкладывают их в домик. Если кто-то допускает ошибку, он забирает ошибочную фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фигур. Он может определять правила нового расселения фигур в домике.

III

Дети классифицируют фигуры (блоки) сразу по трем свойствам (цвету, форме, толщине; .цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.). Перед детьми сразу два домика: большой и маленький (табл. 14, е). Их задача — расселить фигуры в два домика так, чтобы в каждой клеточке-квартире оказались все одинаковые фигуры. При этом в маленьком домике поселяются маленькие фигуры, а в большом — большие.



13. «У КОГО В ГОСТЯХ ВИННИ-ПУХ И ПЯТАЧОК?»



Цель. Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал. Карточки с логическими таблицами (табл. 15—17), логические фигуры.

Содержание

I

Винни-Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл. 15, а).

У какой фигуры в гостях Винни-Пух и Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рас­смотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает.

Затем дети находят недостающие фигуры на других таблицах. От поиска одной фигуры переходят к поиску двух недостающих фигур (табл. 15, 6 — г).

II

В упражнении используется таблица 16, а е.

При поиске недостающих фигур дети анализируют, срав­нивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. Если интерес детей к прежней игровой задаче снижается, взрослый предлагает новую. Например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты (фигуры в таблице — сундуки с драгоценностями), или найти утерянный хозяином ключ от квартиры и т. д.

III

В упражнениях используются таблицы, которые требуют анализа, сравнения и обобщения фигур по трем свойствам (табл. 17, а~д).

Взрослый предлагает прежние (если дети не утратили интерес) и новые игровые задачи (угадать, какие камни утеряны в ожерелье Королевы, какой кусочек сыра стянул у кота Тома мышонок Джерри, и т.д.).



ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ



Эти игры и упражнения предназначены главным образом для старших дошкольников. Они помогут развить у детей уме­ния разбивать множества на классы по совместимым свойст­вам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правиль­ные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений ре­бенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомер­ность или ошибочность своих действий.



14. «ПОМОГИ ФИГУРАМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЕСА»



Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать.

Материал. Логические фигуры, или блоки, таблицы.

Содержание

Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разре­шают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки — всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

В дальнейших играх используются таблицы 19—21. Дети помогают выбраться из леса фигурам или блокам (табл. 19, 20) или же только блокам (табл. 21).

Для поддержания интереса взрослый ставит перед детьми разнообразные игровые задачи, наделяет фигуры и блоки раз­личными образами. Например, каждая фигура — Дюймовоч­ка (нужно помочь ей выбраться из мышиной норы) или блоки-корабли (надо вывести их из бушующего моря) и т. п.



15. «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»



Цель. Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание

I

Взрослый предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры».

Взрослый показывает карточку, например «маленький» . Дети ищут соответствующий блок, найдя, оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку, остается без блока. Таким образом предъявляются по одной различные карточки-свойства:



С целью поддержания интереса у детей взрослый ставит перед детьми разные игровые задачи (собрать для белочки съедобные грибы, найти любимое печенье Винни-Пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота и т.д.).

С начала взрослый загадывает блоки, потом загадывают дети. Право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку. Выигрывает тот из детей, у кого больше блоков-отгадок. Взрослый поощряет инициативность и самостоятель­ность детей, предлагает новые игровые задачи.



16. «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ДЖЕРРИ?»



Цель. Развитие логического мышления, умения коди­ровать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Содержание

Перед детьми выкладывают 10—12 блоков. Дети отворачива­ются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети по­ворачиваются обратно. Ведущий показывает карточку, на кото­рой обозначено свойство того блока, под которым спрятался Джерри. Дети по очереди ищут. Тот, кто находит мышонка, ста­новится ведущим. Он снова прячет фигурку и с помощью кар­точки показывает, под каким блоком находится мышонок.



В зрослый побуждает детей обозначать свойство блоков карточками с перечеркнутыми знаками-символами (так сложнее найти мышонка). Для того, чтобы с их помощью обозначить точно цвет блока, нужны две карточки:



При повторении игры меняется состав блоков, посте­пенно увеличивается их количество.

Взрослый каждый раз поощряет использование детьми карточек с перечеркнутыми знаками, самостоятельный переход к обозначению новой комбинации свойств.

II

Количество блоков 12—18.

Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может по­надобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.

К арточки на каждое свойство он выкладывает в отдель­ные ряды или столбики. Например:

При повторении игры частично или полностью меняется состав блоков, постепенно увеличивается их количество. Взрослый каждый раз поощряет стремление детей использо­вать карточки с перечеркнутыми знаками.

III

Количество блоков постепенно увеличивается до 24. Ведущий каждый раз указывает с помощью карточек три свойства того блока, под которым спрятан мышонок Джерри. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками:



Постоянно поощряется стремление детей обозначить перечеркнутыми знаками как можно большее количество свойств блока.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!