СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на уроках русского языка, математики, окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле содержится сценарий, который можно использовать на проведении мастер-класса.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на уроках русского языка, математики, окружающего мира»»

Добрый день, уважаемые коллеги! Как приятно, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей.

Работать нам предстоит в группах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Давайте начнём наш мастер-класс с улыбки. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила!

(Каждый участник, входя в аудиторию, получает карточку с цифрой для формирования групп. 1,2,3).

Слайд 1. Тема моего мастер-класса «Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на уроках русского языка, математики, окружающего мира».

У: А вот чтобы определить цель моего занятия, составьте из букв, которые лежат на столе, ключевые слова.(1 группа – «система», 2 группа – «критериального», 3 группа – «оценивания»). Коллеги, а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса).

Слайд 2. А ваша цель? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

У: Какие ассоциации у вас возникают, когда вас просят вас что-то оценить? (Ответы участников мастер-класса. Например: баллы, урок, цифры, проверка…)

Слайд 3. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. При традиционном подходе отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументируется, что именно не позволило получить более высокий балл. (Просмотр видеоклипа из Ералаша (выпуск №229, сюжет 2) «Робот – учитель»). При подходе, показанном в видеосюжете, возникают такие проблемы, как отсутствие стимула для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснять свои неудачи предвзятым отношением учителя. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и взаимодействии семьи и школы. Решить проблемы во многом помогает критериальное оценивание. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Отличие критериального оценивания от нормативного:

При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями.

Примером могут послужить Всероссийские проверочные работы, где чётко обозначены критерии оценивания и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки.

ВПР. Математика. 4 класс. Вариант 1 © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Слайд 4. 1 Система оценивания проверочной работы

Оценивание отдельных заданий

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого Баллы

1

1

1

1

2

1

1

1

2

Слайд 5. Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы — 18.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-5

6-9

10-12

13-18

Существуют принципы оценивания:
1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

2. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

3. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.

4. Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

5. Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Слайд 6. Алгоритм выработки критериев

  1. При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;

  2. Выделить формируемое умение;

  3. Определить пошаговые операции выделенного умения;

  4. Из пошаговых операций выделить критерии;

  5. Составить таблицу критериев.

Слайд 7. Предмет: окружающий мир, 2 класс. На этапе закрепления изученной темы «Дикие и домашние животные» дети выполняли следующие задания:

Задание №1

У: Как оценивалось такое задание?

Слайд 8. Я составляла критериально- оценочные таблицы по каждому виду заданий:

Критерии оценивания задания №1

Баллы

Задание выполнено без ошибок

4

В задании допущены 1- 2 ошибки

3

В задании допущены 3- 4 ошибки

2

В задании допущено более 4 ошибок

0


Слайд 9. Задание №2

 Соедините название животного с его жилищем.

кошка

собака

белка                                

муравей                          

лиса                              

курица                          

лошадь                                              

медведь                          

в муравейнике

в  берлога

в норе

в курятнике

в конюшне

в дупле

в будке

в доме

У: Как оценивалось такое задание?

Слайд 10. Я составляла критериально- оценочные таблицы по каждому виду заданий:

Критерии оценивания задания №2

Баллы

Правильно определены жилища всех животных

3

Правильно определены жилища у 7 или 6 животных

2

Правильно определены жилища у 5 или 4 животных

1

Правильно определены жилища менее 4 животных или вообще не определены

0

Слайд 11. ВСЕГО БАЛЛОВ:

Баллы

Отметка

7

«5»

5-6

«4»

3-4

«3»

Менее 3 баллов

«2»


У: Распределите роли в группе. (Организатор, чтец, секретарь, эксперт, докладчик). Сейчас мы попробуем разработать критерии оценки к учебным заданиям по математике 4 класс, русскому языку 3 класс и окружающему миру 2 класс.

Слайд 12. (на столах лежат учебники, раздаточный материал – алгоритм разработки критериев, задания, листы оценки). Время работы в группах 10 -12 минут

(По окончании работы, каждая группа представляет свои критериальные таблицы и листы самооценки).

Слайд 13-20. Учитель предлагает на слайдах варианты критериев, разработанных совместно с учениками в своем классе и листы оценивания. Проводится сравнение.

Слайд 21. Подведение итогов мастер-класса

У: Скажите, пожалуйста, легко ли вам было разработать критерии?

У: С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?

У: Могут ли они стимулировать учащегося для получения заветной им оценки? Каким образом?

У: Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

Рефлексивный метод - "Зарядка» Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

 - поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

У: В заключение хочу пожелать всем творческих успехов



Задания для групповой работы.

Группа 1

Предмет математика, 4 класс.

Задание: разработать критерии оценивания к контрольной работе по теме «Величины».

Вам выдаётся вариант контрольной работы, таблицы, в которые вы должны вписать критерии, баллы и отметки.

Контрольная работа по теме «Величины»

  1. Решите задачу:

Купили 400граммов чёрного кофе и 3 пачки чая по 50г . Найдите массу всей покупки.

  1. Вырази

900дм2 =___ м2 

50см= ___мм2

6дм= ___см2

  1. Сравни

5кг 050г и 5500г

700см2 и 7м2


  1. Начерти прямоугольник со сторонами 70мм и 40мм. Найдите его площадь. Вырази площадь в квадратных сантиметрах.

  2. Вычисли

9кг 040г - 6кг 400г

24м 85см + 27дм 8см


Критерии

Баллы










Баллы

Отметка










Группа 2

Предмет русский язык, 3 класс.

Задание - разработать критерии оценивания для этапа урока «Актуализация знаний».

Идёт подготовка к изучению темы «Значение суффиксов и их роль в речи». Вам выдаются: учебник, вариант карточки с заданиями, таблицы, в которые вы должны вписать критерии, баллы и отметки.

Карточка

1. Выбери и подчеркни верное утверждение:

а) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

Суффикс – это часть речи.



б) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс стоит после корня перед окончанием.



в) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Разбери слова по составу: ШКОЛЬНИК, САПОЖОК, САПОЖИЩЕ, ПРОБЕЖКА.


Критерии

Баллы









Баллы

Отметка










Группа 3

Предмет: окружающий мир, 2 класс.

Задание – разработать критерии оценивания данного задания.

Этап закрепления изученной темы «Все профессии важны». Вам выдаются: учебник, вариант задания для учащихся, таблица с критериями, баллами, отметками.

Задание для учащихся



Что это за профессия?


Чем занимается?







Артист





Выступает на сцене.










Критерии

Баллы








Баллы

Отметка