- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Использование эксперимента как активного метода обучения в начальной школе».
Современный подход к образованию требует использования в практике активных методов обучения. Их применение обусловлено тем, что перед обучением стоят задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Одним из активных методов познавательного развития детей младшего школьного возраста является метод экспериментирования.
В узком смысле эксперимент является синонимом слова «опыт», в более широком смысле - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Метод экспериментирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. С его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть эксперимент может сделать любой объект доступным познанию.
Экспериментирование способствует развитию мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля.
Детская потребность в экспериментировании обусловлена биологически. В каждом ребёнке живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть».
Так как эксперимент – форма исследовательской деятельности, для обучения основным её приёмам использую упражнения, которые развивают у учащихся умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы («Посмотри на мир чужими глазами», задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…», «Найди возможную причину события», задания «Угадай, о чем спросили», задания «Да- Нетки»).
Большое внимание уделяю формированию умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения эксперимента.
-
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
-
Поиск путей решения проблемы.
-
Прогнозирование результата.
-
Выполнение эксперимента.
-
Наблюдение.
-
Фиксация результатов эксперимента.
-
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
В своей работе использую разные виды экспериментов: индивидуальные, групповые и коллективные; кратковременные и длительные; демонстрационные и фронтальные; с реальными предметами и мысленные; иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.
Эксперимент использую на различных этапах урока. При изучении нового он выступает как источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. Эксперимент может осуществляться при выполнении домашней работы, это может быть эксперимент, который возможен в домашних условиях.
Уроки окружающего мира как нельзя лучше подходят для познавательного развития учащихся. Дети лучше понимают природу тех или иных явлений, проводя эксперимент или сделав опыт.
Проводя опыты и эксперименты, надо помнить о таких требованиях, как: наглядность, простота, безопасность, надежность, необходимость объяснения эксперимента.
При изучении той или иной темы по окружающему миру проводим эксперименты, предварительно определив их цель. Создаём разные условия, наблюдаем, ведём дневник наблюдений, делаем выводы.
С младшими школьниками можно решать экспериментальные задачи. При их решении дети проводят эксперимент, не зная его результата, и, таким образом, приобретают новые знания. Или в начале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Это может быть мысленный эксперимент. Выпускникам 4 класса приходится сталкиваться с экспериментальными задачами при выполнении ВПР по окружающему миру.
Одной из форм работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения является лингвистический эксперимент. Нахождение нового знания осуществляется учениками в процессе анализа конкретных частных явлений языка от которых они переходят к общему, к теоретическим выводам. Лингвистический эксперимент можно использовать для понимания роли имён прилагательных в речи или синонимов, при работе над пересказом, сочинением, изложением.
При чтении художественного произведения на уроках литературного чтения может быть использован стилистический эксперимент. Он позволяет привлечь внимание читателя к стилистическому своеобразию художественного произведения, использованным в нем изобразительно-выразительным средствам и их роли в раскрытии авторского замысла.
Например, при изучении поэтических произведений проводится эксперимент по подбору и использованию подходящих эпитетов в стихотворении, сравнении их с исходными с целью раскрыть авторский замысел.
Экспериментально-практическая деятельность осуществляется на уроках математики. Например, может быть направленна на установление взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия, закономерности, которая пригодится для решения уравнений. Различные математические головоломки и математические фокусы тоже можно отнести к экспериментальной деятельности. Их мы используем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Большие возможности для использования эксперимента представляет внеурочная деятельность. Эксперимент используем и при проведении предметных недель, в олимпиадах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях по функциональной грамотности.
Дети с повышенным или высоким уровнем познавательного развития участвуют в Конкурсе творческих и учебно-исследовательских работ, используя эксперимент как один из методов исследования.
В рамках участия в НПК проводили сравнительный эксперимент по выращиванию кристаллов соли и кристаллов из набора «Юный исследователь», эксперимент по обнаружению резервов времени, эксперименты, доказывающих тесную связь между речью и жестами в общении и другие.
- Сейчас предлагаю перейти к заданиям, попробовать себя в роли экспериментаторов, исследователей.
Практическая часть (задания).
- В заключении хочу отметить, что использование метода эксперимента позволяет заинтересовать детей, формирует потребность в новых открытиях, делает процесс обучения действенным, результативным.
- Экспериментируйте со своими учениками, не теряйте любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны.
- А закончить свой мастер-класс я хотела бы словами венгерского математика Дьёрдя Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов!