СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование эксперимента как активного метода обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из активных методов познавательного развития детей младшего школьного возраста является метод экспериментирования.Одним из активных методов познавательного развития детей младшего школьного возраста является метод экспериментирования.Экспериментирование способствует развитию мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование эксперимента как активного метода обучения в начальной школе"»

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Использование эксперимента как активного метода обучения в начальной школе».

Современный подход к образованию требует использования в практике активных методов обучения. Их применение обусловлено тем, что перед обучением стоят задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Одним из активных методов познавательного развития детей младшего школьного возраста является метод экспериментирования.

В узком смысле эксперимент является синонимом слова «опыт», в более широком смысле - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Метод экспериментирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. С его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть эксперимент может сделать любой объект доступным познанию.

Экспериментирование способствует развитию мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля.

Детская потребность в экспериментировании обусловлена биологически. В каждом ребёнке живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть».

Так как эксперимент – форма исследовательской деятельности, для обучения основным её приёмам использую упражнения, которые развивают у учащихся умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы («Посмотри на мир чужими глазами», задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…», «Найди возможную причину события», задания «Угадай, о чем спросили», задания «Да- Нетки»).

Большое внимание уделяю формированию умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения эксперимента.

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  • Поиск путей решения проблемы.

  • Прогнозирование результата.

  • Выполнение эксперимента.

  • Наблюдение.

  • Фиксация результатов эксперимента.

  • Обсуждение результатов и формулировка выводов.

В своей работе использую разные виды экспериментов: индивидуальные, групповые и коллективные; кратковременные и длительные; демонстрационные и фронтальные; с реальными предметами и мысленные; иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.

Эксперимент использую на различных этапах урока. При изучении нового он выступает как источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. Эксперимент может осуществляться при выполнении домашней работы, это может быть эксперимент, который возможен в домашних условиях.

Уроки окружающего мира как нельзя лучше подходят для познавательного развития учащихся. Дети лучше понимают природу тех или иных явлений, проводя эксперимент или сделав опыт.

Проводя опыты и эксперименты, надо помнить о таких требованиях, как: наглядность, простота, безопасность, надежность, необходимость объяснения эксперимента.

При изучении той или иной темы по окружающему миру проводим эксперименты, предварительно определив их цель. Создаём разные условия, наблюдаем, ведём дневник наблюдений, делаем выводы.

С младшими школьниками можно решать экспериментальные задачи. При их решении дети проводят эксперимент, не зная его результата, и, таким образом, приобретают новые знания. Или в начале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Это может быть мысленный эксперимент. Выпускникам 4 класса приходится сталкиваться с экспериментальными задачами при выполнении ВПР по окружающему миру.

Одной из форм работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения является лингвистический эксперимент. Нахождение нового знания осуществляется учениками в процессе анализа конкретных частных явлений языка от которых они переходят к общему, к теоретическим выводам. Лингвистический эксперимент можно использовать для понимания роли имён прилагательных в речи или синонимов, при работе над пересказом, сочинением, изложением.

При чтении художественного произведения на уроках литературного чтения может быть использован стилистический эксперимент. Он позволяет привлечь внимание читателя к стилистическому своеобразию художественного произведения, использованным в нем изобразительно-выразительным средствам и их роли в раскрытии авторского замысла.

Например, при изучении поэтических произведений проводится эксперимент по подбору и использованию подходящих эпитетов в стихотворении, сравнении их с исходными с целью раскрыть авторский замысел.

Экспериментально-практическая деятельность осуществляется на уроках математики. Например, может быть направленна на установление взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия, закономерности, которая пригодится для решения уравнений. Различные математические головоломки и математические фокусы тоже можно отнести к экспериментальной деятельности. Их мы используем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Большие возможности для использования эксперимента представляет внеурочная деятельность. Эксперимент используем и при проведении предметных недель, в олимпиадах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях по функциональной грамотности.

Дети с повышенным или высоким уровнем познавательного развития участвуют в Конкурсе творческих и учебно-исследовательских работ, используя эксперимент как один из методов исследования.

В рамках участия в НПК проводили сравнительный эксперимент по выращиванию кристаллов соли и кристаллов из набора «Юный исследователь», эксперимент по обнаружению резервов времени, эксперименты, доказывающих тесную связь между речью и жестами в общении и другие.


- Сейчас предлагаю перейти к заданиям, попробовать себя в роли экспериментаторов, исследователей.

Практическая часть (задания).

- В заключении хочу отметить, что использование метода эксперимента позволяет заинтересовать детей, формирует потребность в новых открытиях, делает процесс обучения действенным, результативным.


- Экспериментируйте со своими учениками, не теряйте любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны.

- А закончить свой мастер-класс я хотела бы словами венгерского математика Дьёрдя Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».


- Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!