Использование игровых приёмов и игр на уроках литературного чтения в начальной школе
Добрый день, уважаемые коллеги!
Для начала моего мастер – класса прошу 4 добровольца в фокус – группу.
Надеюсь, предложенный материал будет вам полезен и пополнит копилку методических приёмов, когда в разных игровых ситуациях все обучают каждого и каждый обучает всех. Цель игры — пробудить интерес к познанию, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем — проблему мотивации учебной деятельности.
С точки зрения педагогики, игра — это И – интересная; Г – гибкая; Р — результативная; А – актуальная совместная деятельность учащихся и средство воспитания. Использование игры и игровых приёмов на уроке имеет свои плюсы и минусы. Они помогают: - развивать мотивацию к обучению и личностные качества ученика, - учить самостоятельности, - прививать интерес к предмету, - активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и организационных умений. Однако дети начальной школы имеют свои особенности: у них ещё слабо развит самоконтроль, умение работать вместе, следовательно, на уроках создаётся шум, недопонимание, конфликтные ситуации, и только целенаправленная работа способна решить данные проблемы.
Я использую на уроках приемы игрового сопровождения работы с текстом с периода обучения грамоте. Данные приёмы я начала применять в 2016 году, когда нарабатывала свою копилку приёмов по формированию навыков смыслового чтения. С тех пор я сделала два выпуска. Сейчас у меня вновь первый класс.
1 приём «Чтение с хлопками». Цель приема - мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Хлопок должен осуществляться во время чтения вслух на слова, в которых есть изучаемая буква. Постепенно интеллектуальная нагрузка может усложняться. Вариантами задания может быть, выделение хлопками сочетаний жи-ши; ча-ща с последующим объяснение правил и т.д. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент (включение записи). Предлагаю участникам фокус-группы прочитать отрывок сказки-притчи К.Ушинского «Ветер и Солнце». Задание: прочитай текст по предложению, выделяя хлопком слова, где есть буква Е.
2 приём «Чтение с повтором слова». Приём используется для усиления выразительности читаемого, придания речи динамичности, определенного ритма. Выделение слова дважды помогает осознать идейный смысл произведения. (просмотр видеофрагмента). А мы продолжим работу с приёмом. Задание: прочитай текст, повторяя дважды выделенное слово.
3 приём «Чтение с выделением ключевого слова». Текст читается по предложениям. Перед прочтением каждого предложения учитель называет ключевое слово или задает вопрос по содержанию текста. На основе вопроса учащиеся выделяют голосом ключевое слово. Приём направлен на развитие выразительности и внимания к каждому слову текста. Вопросы могут варьироваться, следовательно, каждый раз учащиеся выделяют голосом другое слово, прочитывая это же предложение. (просмотр видеофрагмента). Работа с приёмом с участниками фокус-группы. Задание: прочитай текст, выделив голосом ключевое слово.
4 приём «Чтение текста с добавлением слов». Данный прием стимулирует активную речемыслительную деятельность учащихся, способствует расширению словарного запаса, памяти, выразительности чтения, развивает творческое мышление. При повторном чтении учитель дает задание добавить в каждое предложение текста одно слово, подходящее по смыслу. Добавляемое слово может быть словом-признаком, словом-действием, словом-предметом, словом с изучаемыми на уроке звуками и т.д. (просмотр видеофрагмента). Работа с приёмом с участниками фокус-группы. Задание: это мудрые мысли о доброте Гёте. Прочитай предложение дважды, добавив подходящее по смыслу слово.
Таким образом, эти игровые приемы формируют навык чтения в процессе активной речемыслительной деятельности учащихся. Их объединяет то, что они в игре формируют навык смыслового чтения. Записи были сделаны в 2016г., приёмы прочно вошли в мою практику работы. Как и игра «Пересадки»
Игра «Пересадки» вносит разнообразие в учебную деятельность, оживляет урок, активизирует не только мыслительную, но и двигательную активность детей. По моему мнению, её с успехом можно применять на любой возрастной ступени, на любом предмете (списывает слово, вставляя пропущенную орфограмму, пишет химическую формулу, перевод иностранного слова, дату исторического события, узнаёт по фразе литературное произведение и т.д. Видеофрагмент. Сейчас эти самые ребята уже в 9 классе.
Правила игры: учитель подготавливает карточки с заданиями по количеству учащихся в классе, плюс одна-две «свободные»; карточки раскладываются на парты, где сидят ученики, плюс на 1-2 свободных места, чтобы не было скопления; детям выдаётся лист ответов. По сигналу игра начинается: ученик рядом с номером записывает ответ на задание карточки, переходит на свободное место, каждый раз записывая новый ответ в карточке. Закончив игру, ученик возвращается к своей парте. Проверка ответов на уроках закрепления знаний и выработки умений и навыков может проводится в ходе само- или взаимопроверки; на уроках контроля и оценки знаний, умений, навыков – учителем. В ходе игры ученик может получить индивидуальную помощь.
Игра «Пересадки» для участников фокус-группы предложена по теме «Устное народное творчество» 2 класс. (Приложение)
Проведение игры
Рефлексия
Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам рефлексивный приём «Шесть шляп».
Данная игра предполагает использование шести разных видов мышления.
Белая шляпа - констатирует факты. Участники рассказывают, какие новые знания они получили.
Желтая шляпа - положительное, позитивное мышление. Участник отмечают плюсы мастер-класса.
Черная шляпа - рассмотрим минусы. Что стоит учесть, готовясь к следующему мастер-классу.
Красная шляпа - эмоции. Участник называет эмоции, которые возникли у них.
Зеленая шляпа - творческое начало и расцвет новых идей, что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление и выводы. Хочу сказать, что учителя начальных классов самые дружелюбные, терпимые, стремящиеся к взаимопомощи и выручке. Такими нас делают дети. Ведь мы – исток школы. Мы даём 70% всех общеучебных навыков, и пусть игра, игровые моменты делают наши уроки ещё успешнее и интересней.
Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!
Приложение
Текст для работы фокус-группы
К. Ушинский. Ветер и солнце
1 приём «Чтение с хлопками».
Задание: прочитай текст по предложению, выделяя хлопком слова, где есть буква Е.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
2 приём. «Чтение с повтором слова».
Задание: прочитай текст, повторяя дважды выделенное слово.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
3 приём. «Чтение с выделением ключевого слова». Задание: прочитай текст, выделив голосом ключевое слово.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ним и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
4 Приём. «Чтение текста с добавлением слов».
Задание: это мудрые мысли о доброте Гёте. Прочитай предложение дважды, добавив подходящее по смыслу слово.
1.«Доброта – это … цепь, скрепляющая общество».
2.«В жизни человеческая доброта – … богатство».
«… улыбка – универсальный язык доброты».
Дидактические материалы для проведения игры
«Пересадки»
Правила игры: учитель подготавливает карточки с заданиями по количеству учащихся в классе, плюс одна-две «свободные»; карточки раскладываются на парты, где сидят ученики, плюс на 1-2 свободных места, чтобы не было скопления; детям выдаётся лист ответов. По сигналу игра начинается: ученик рядом с номером записывает ответ на задание карточки, переходит на свободное место, каждый раз записывая новый ответ в карточке. Закончив игру, ученик возвращается к своей парте. Проверка ответов на уроках закрепления знаний и выработки умений и навыков может проводится в ходе само- или взаимопроверки; на уроках контроля и оценки знаний, умений, навыков – учителем. В ходе игры ученик может получить индивидуальную помощь.
Особенности игры: можно использовать на разных учебных предметах, в разных классах.
Жанры УНТ (материал для актуализации знаний)
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора.
Загадки - жанр, в котором в иносказательной форме коротко и красочно повествуется о конкретных явлениях и предметах природы, о человеке и его хозяйстве и быте.
Заклички (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») – это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие.
Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения.
Пословицы представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой.
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли.
Сказка – это особая фольклорный жанр, основанный на соединении реального и фантастического.
Хороводная песня – словесно-музыкальный жанр, в котором сплелись воедино танец, игра, пение.
Произведения устного народного творчества
(материал для разрезания на карточки)
1. Серый зайка вырвал травку, Положил её на лавку. Кто травку возьмёт, Тот и вон пойдёт. | 2. Выйди, выйди, солнце, Над моим оконцем. Выйди, выйди, солнышко, Мы посеем зёрнышко. |
3. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. | 5. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. |
6. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | 11. От одного очага весь свет греется. |
4. Шла лиса, мела хвостом И трясла рогами. Вырос на пеньке пустом Короб с пирогами. | 10. Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек. |
12. Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон! | 8. Баю, баю, баю, бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в дудочек не гуди, До утра не разбуди! |
7. Круглая, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. | 9. В саду девушки гуляли, В саду красные гуляли, Цве-е-точки рвали, Цве-е-точки рвали. |
Ответы на игру «Пересадки»:
1. Считалка. 2. Закличка. 3. Сказка. 4. Небылица.
5. Скороговорка. 6. Пословица 7. Загадка. 8. Колыбельная песня.
9. Хороводная песня. 10. Дразнилка. 11.Загадка. 12. Считалка.
Творческих успехов, коллега!
Карточки ответов участников игры
Ф.И. Баллы | Определи жанр УНТ | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | | 11 | | 12 | | | Ф.И. Баллы | Определи жанр УНТ | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | | 11 | | 12 | | |
Ф.И. Баллы | Определи жанр УНТ | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | | 11 | | 12 | | | Ф.И. Баллы | Определи жанр УНТ | 1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | | 11 | | 12 | | |