Мастер – класс «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания »
Учитель истории и обществознания
МБОУ Заларинская СОШ № 2
Исецких С. А.
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький
Цель : рассмотреть условия и систему работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.
Задачи:
1. Раскрыть особенность педагогических игр.
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Научно-методическая проблема : «Игровые технологии на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Новизна опыта : использование игровых технологий в процессе обучения истории и обществознания позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
Применение игровых технологий позволяет более успешно решать следующие задачи:
- 1) Дидактическую . Расширяется кругозор, активизируется познавательная деятельность, формируются необходимые умения и навыки, что способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
- 2) Развивающую. Игровые технологии способствуют развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
- 3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности
Классификация по структурным элементам урока:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обучающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
ТРИЗ - педагогика
ТРИЗ - Т еория Р ешения О зобретательских З адач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других..
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером
Основными целями ТРИЗ-образования является:
- развитие творческих способностей;
- активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- формирование качеств творческой личности.
В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:
- Учебные : самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
- Социально-личностные : видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
- Коммуникативные : выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
- Сотрудничество : принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
- Личностно-адаптивные : использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации .
игра «Да-нет-ка»
Одной из простых игр является игра «Да-нет-ка». «Я задумала животное, на которое охотились древние люди». Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет”»или «и да, и нет».
« Лови ошибку! ».
Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Обсуждаем домашнее задание».
«Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?»
«Ложная альтернатива»
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным
«Отсроченная отгадка»
Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
Триз – загадки
Для развития интереса к изучению истории предлагается составить учащимися ТРИЗ-загадки, отгадками которых являются разные понятия, события, исторические деятели.
«Фантастическая добавка»
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
«Светофор»
Это один из приемов устного опроса.«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона (или кружок), с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной
к учителю,
сигнализируя
о своей
готовности к ответу.
«Тетрадь защиты»
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит «Тетрадь защиты», куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
Игры для проверки знаний «Переводчик». «Реставрация»
Игры для изучения нового материала
« Три предложения»
«Древо познания»
«Чистая доска»
Игры для закрепления
Текст с историческими ошибками.
«Слово по вертикали»
КУВУР __________________* В * Ответ: Урук
АШАГАЛ ________________* А * Лагаш
РЭВУДЭ _______________ * В * Эруду
ИРИАМ _________________* И * Мари
ШРУШАЛ _______________ * Л * Ашшур
ИНЕЯВИНО _____________ * О * Ниневия
НУР ___________________ * Н * Ур
Прогнозируемые результаты
Положительная динамика в отношении к истории и обществознания отслеживается по следующим показателям:
1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.
2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.
В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:
1. Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по истории» (автор – Д.Левитес)
2. Модифицированная методика анализа отношения школьников к учению (автор – Л. Балабкина)
3. Анкета «Любишь ли ты историю?»
Анализ анкеты, проведенной в 6 классах (опрошено 33 человека), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по истории школьники считают:
- интерес к предмету, желание узнать больше – 21 человек;
- желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 25 человек;
- только 8 человек опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по истории назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.
На вопросы анкеты «Любишь ли ты историю?»
21 человек ответил положительно. В частности, на вопрос о рейтинге истории среди школьных предметов 17 учеников поставили историю на 1 или 2 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете история?» 9 человек отметили интерес к личности учителя, умение учителя организовать интересную деятельность на уроке, 12 - содержание предмета
На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках истории?» положительный ответ дали 2 человека.
Подводим итоги…
В целом, подводя некоторый итог использования игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:
Отрицательные:
- игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному;
- эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует;
- преподаватель играет многоплановую роль.
Положительные:
- повышается интерес к истории;
- заметно повышается успеваемость по предмету;
- ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося;
- изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание
Заключение
Считаю, применение игровых технологий , описанных в этой работе, ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников .
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Л.С. Выготский