1. Добрый день, уважаемые коллеги! У каждого педагога есть свои методические находки, которые помогают достичь результатов обучения. Я приглашаю вас на мастер-класс, чтобы вместе открыть новое. Надеюсь, вы найдете для себя что-то интересное и пополните свою копилку педагогического роста.
2. «Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы».
3. Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать с игры «Поздороваемся ладошками». Разверните свои ладони друг к другу, но не прикасайтесь ими. Мы будем прикасаться только пальцами, проговаривая такие слова. «Желаю успеха большого всегда и везде!» - сомкните ладошки и скажите: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Спасибо. Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.
-Какое сегодня число? -А день недели? -На чем путешествовал Емеля? -Как называется рот у птицы? -Кто сидит на троне и управляет царством?
Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.
4. Давайте сейчас определим ключевое слово мастер-класса.
У вас на столах карточки с буквам. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у вас получилось? (Игра).
5. Тема мастер-класса: «Использование игровых технологий в начальной школе для развития познавательных процессов».
Цель: узнать возможности применения игровых технологий для развития познавательных процессов обучающихся на уроках в начальной школе.
6. В начальных классах дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что они являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. Развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Вырабатывается самостоятельность, сосредоточенность, проявление инициативы. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.
7. Внедряя в привычную практику новые технологии, новые формы и методы, учитель каждый раз задает себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Также перед нами могут возникнуть следующие проблемы: низкая мотивация; отсутствие интереса; рассеянное внимание; утомление, низкая работоспособность.
Одним из способов при помощи которого, можно справляться с этими проблемами является игра.
8. На экране вы можете видеть, что говорил об игре В.А.Сухомлинский. Именно игра помогает ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные УУД, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают мышление, фантазию.
Сегодня попытаюсь вам показать, как использую элементы игровых технологий на своих уроках.
9. Обучая посредством игры, я учу детей:
Г - Одной из основных задач в начальной школе является задача научить ребенка читать. Тот, кто работал с первоклассниками, знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей. На помощь, конечно, приходят различные игры.
Вот одна из них: «Оживи букву». Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагается им их оживить, т.е. самим превратиться в букву.
Вы все получили полоски, а теперь составьте из них букву, работая в группах. У кого синие - то это должна быть буква, обозначающая согласный звук, а красные-гласный звук. Сейчас оживим эти буквы.
Каждая пара выходит к доске и показывает букву, которую составили, а мы отгадываем. (Дальше с детьми мы можем дать характеристику звуку, проговорить чистоговорки и скороговорки, а также поиграть в слова). В ходе этой игры дети еще и учатся общению, так как некоторые буквы можно показать только в паре с кем-то.
10. Мы с вами проведём еще одну игру «Создай слова».
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),
Как вы думаете, чему может способствовать данная игра? (развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).
11. К - «Собери рисунок» Рисунок разрезается на несколько частей. На каждой части пишется какое-либо задание. Другой такой лист также расчерчивается и пишутся ответы. Нужно выполнить задание правильно, найти ответ и прикрепить эту часть на другой лист. Если рисунок соберется, то задание выполнено правильно.
12. О – «Кто ты такой?» Эта игра на развитие умения находить признаки, обобщать их. Над головой ребенка выставляется какая-нибудь картинка. Дети описывают ее, а ребенок угадывает, кто он сейчас. Литература актуализация –герой назвать.
13. С – «Соображалка» Игра на развитие логического мышления. С помощью счетных палочек выложить разные фигуры. Например: из 5 счетных палочек выложите 2 треугольника. «Рыбка» Переложите 3 палочки так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.
14. Ф - «Новое назначение предмета» Эта игра развивает воображение, мыслительную деятельность. Предлагается какому-либо предмету придумать новое назначение.
(Зонтик, пакет, газета) ПРОВЕСТИ
Каждая игра учит, активизирует познавательную деятельность, игровой материал запоминается быстрее и на дольше. Следовательно, это эффективное средство обучения.
15. А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари (фантазер, учитель «Приключения Чиполлино»). У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):
1. Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».
2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.
3. круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)
4. круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Попрошу озвучить то, что получилось у вас. Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.
16. Как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы. Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!». Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди.
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.
17. Рефлексия. Выбрать и продолжить фразу:
Мне понравилось… Я узнал… Я хотел(а) бы….
18. Вот прошёл мастер-класс. Закончить свое выступление я хотела словами Конфуция. «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть и игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Спасибо!