Мастер-класс «Использование информационных технологий
на уроках музыки и пения»
Трофимова Инна Эдуардовна
учитель музыки МАОУ СОШ № 14
Аннотация
Мастер-класс «Использование информационных технологий
на уроках музыки и пения».
Цель:
- осознание возможностей использования информационных технологий для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных методов и приемов на уроках музыки и пения.
Задачи:
- уточнить сущность, содержание понятия «информационно-коммуникационные технологии»;
- обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;
- разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность
Использование ИКТ на уроках музыки – необходимость, продиктованная временем. Приобщение современного школьника к вопросам искусства в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Компьютерное пространство значительно расширяет поле для творческой активности обучающихся и является более интенсивным собеседником.
Внедрение ИКТ на уроке музыки помогает расширить кругозор обучающихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся.
Противоречия. Проблема.
Противоречия, которые возникли в педагогической практике:
- между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки обучающихся, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами, приемами обучения;
- между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения;
- между широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета и традиционным подходом к организации и проведению уроков.
На основании существующих противоречий передо мной возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих применить современные ИКТ на уроках музыки с целью повышения познавательной активности обучающихся.
Ход мастер-класса
За время своей работы в школе мне хотелось сделать уроки музыки и пения более интересными, яркими и запоминающимися для ребят. И передо мной стоял вопрос: «Что же сделать для того, чтобы ребята шли с радостью на урок музыки, активно работали на нем и с нетерпением ждали нашей новой встречи? Как пробудить у учеников интерес к искусству?»
Одной из главных задач, стоящих перед учителем музыки является обучение музыкальным навыкам, расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие творческих способностей.
Приобщение современного ребенка к музыке в 21 веке происходит в условиях информатизации. В современном мире невозможно представить обучение, работу и жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
С появлением компьютерных технологий нынешним ученикам непросто воспринимать только аудиоматериал. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя.
ИКТ дают возможность:
- повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательными, запоминающимся;
- поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
- расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
- увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
- обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
- обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
- активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
- активизировать умственную деятельность учащихся.
У детей особое отношение к музыке. Музыку нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам.
Учебный кабинет, в котором я работаю, оснащен современным компьютерным оборудованием. На уроке, для успешного освоения тем, я применяю компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Для подготовки и проведения урока в новом формате я освоила и в дальнейшем использую множество программ для работы на компьютере: InternetExplorer для возможности выхода в Интернет, PowerPoint, для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, PictureManager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах, JPEG; Excel для составления проверочных тестов, таблиц,графиков и диаграмм.
При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
1. Презентация: удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ;
2. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, такие как «Сказки старого пианино»;
2. Музыкальный ряд: музыкальные видео-приветствия, логоритмические распевки, попевки, караоке;
3. Музыкальные обучающие энциклопедии такие как «Академия занимательных наук», «Развиваем музыкальные способности», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры мировой музыки», «Энциклопедия музыкальных инструментов», «Знакомство с театром», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Искусство России для детей».
4. Развивающие игровые программы такие как «Угадай мелодию», «Звуки музыкальных инструментов» – сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию и сказочные приключения.
5. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, викторины, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Практическая часть: викторина «Музыкальная угадайка».
Заключение
Компьютеры и информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.
ИКТ позволяют сделать урок интересным, качественным, реализуют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
Список использованной литературы:
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2009г.
Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – htpp://pedsovet.org/
«Музыка в школе». Научно-методический журнал.
Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
Применение ИКТ на уроках музыки https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/02/04/primenenie-ikt-na-urokah-muzyki