СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы».»

Мастер-класс

«Использование инновационных форм работы

на уроках русского языка и литературы»


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

- Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Митюшкина Татьяна Викторовна, я учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа с. Булычево».

В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это:

- технология «Кейс-стади»,

- технология «Интеллект-карты».

Что же такое кейс-технология? Родиной данной технологии является США. Впервые была она применена в 1908 году.  В России стали внедрять кейс-технологию в 80-е годы ХХ века в МГУ им. Ломоносова и лишь в последние годы — в школьный образовательный процесс.

Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.

 Данная технология имеет многоплановые цели:

  • научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

  • сортировать ее для решения выбранной задачи;

  • выявлять ключевые проблемы;

  • искать пути решения и оценивать их;

  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого характера.

 Как сделать кейс? Легче — купить, труднее создавать самому на каждую тему, на каждый урок, самостоятельно учителю или совместно с детьми, но обязательно исходя из их интересов и вопросов, волнующих именно их, сегодня. Сейчас. Сию минуту.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

Кейс - стадия или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений)

 Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно-ролевых игр. Итак, урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»

Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.

После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения с выходом, который нашёл А.Куприн.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

 Что дает использование кейс - технологии?

Обучающемуся:

  • Работа с дополнительными материалами.

  • Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.

  • Освоение современных информационных технологий.

Существуют и ограничения на использование кейс - технологии:

1.Неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения.

2. Бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

 Следующая технология, о которой я хотела бы вам рассказать,- Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.  Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.

Использование этого метода способствует обучениюконцентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          

С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

Построение интеллект-карты

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

  2. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

  3. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

  4. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ

  • Задействовать оба полушария головного мозга

  • Повышать работоспособность

  • формировать общеучебные умения и навыки:

    • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,

    • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,

    • создание конспектов лекций, докладов, выступлений,

    • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

  • улучшать все виды памяти

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки

  • обогащать словарный запас

  • повышать результативность

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности 

  • активизировать деятельность

  • изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений

  • корректировать знания

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала

  • закрепление материала 

  • обобщение материала

  • написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы 

  • подготовка проекта, презентации

  • аннотирование 

  • конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность.   Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

И завершить свой мастер-класс мне бы хотелось притчей.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

Спасибо за внимание!