Мастер-класс «Использование основных типов учебных заданий на уроках истории и обществознания»
Цель: познакомить с опытом работы по использованию основных типов учебных заданий на уроках истории и обществознания.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе на уроке.
Ожидаемые результаты:
участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий на уроках гуманитарного цикла и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение, метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса
«Использование основных типов учебных заданий на уроках истории и обществознания»
Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История и обществознание в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. СМИ за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, интернете, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?»
Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?
(Педагоги отвечают:….)
Я согласна с вами.
Недостатками настоящего образования являются, то, что ребята:
Недостаточно владеют смысловым чтением.
Не справляются с задачами на интерпретацию информации.
Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения.
Не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Начать решение обозначенной проблемы я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.
- «Положи чай в чайник» – добавил второй.
- «Кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил один из учеников.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Коллеги, какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Всякое учение – деятельность. Тем не менее, термин «деятельностный подход», используемый в современной дидактике и частных методиках, требует разъяснения. Под таким подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Большинство современных педагогов с этим согласятся. Однако согласие с идеей далеко не всегда реализуется на практике. Часто и задачи и ход уроков планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся. Это видно по таким формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с …», «раскрыть причины…», систематизацию и обобщение учитель проводит на основе главного факта урока, выделяя существенные признаки понятия. В подобных ситуациях учащимся явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний, в лучшем случае воспроизводящих услышанное или прочитанное.
Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знание ученика. Наукой доказано, что 80 % информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не работал (повторил, проговорил, записал), 20 % сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.
Именно такой практике и противостоит подход, ориентированный на активную познавательную деятельность школьников и воплощаемый на всех этапах планирования и организации учебного процесса – в педагогическом целеполагании, выборе содержания, форм и средств обучения.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализация деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания
1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); Учащиеся знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т. д.
2. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
3. Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
4. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики учащиеся не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
5. Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
6. Анализ исторических источников (документов); Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
7. Подготовка и оформление сообщения, доклада; Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
8. Подготовка и публичное выступление на конференции, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.
9. Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. Такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.
10. Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
Все эти виды учебной деятельности реализуются на основе современных личностно-ориентированных технологий по развернутому алгоритму учебных действий.
Одной из таких технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является Технология развития критического мышления (РКМЧП).
На своих уроках я использую такие приемы критического мышления, как:
- «Кластер», схемы
- «Синквейн»;
- «Фишбоун» («Рыбная кость»);
- «Тонкий и толстый вопрос».
- "10 фактов обо мне", страница исторической личности в социальных сетях
- "Телефонная книга"
- Мемы
Приемы РКМЧП | Результат |
Толстые и тонкие вопросы | Тонкими вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку). Систематическое применение данного приёма учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности |
Синквейн | Это стихотворение, состоящее из 5 строк. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас, синтез изученного материала, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии |
Кластер | Кластер (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. |
«Фишбоун» («Рыбная кость») | Данный прием помогает установить причинно-следственные взаимосвязи. Позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. |
"10 фактов обо мне", страница исторической личности в социальных сетях | Дает возможность познакомиться с исторической личностью и систематизировать и обобщить знания о ней в доступной для восприятия форме |
"Телефонная книга" | Дает возможность систематизировать знания о современниках определенной личности их роде занятий в доступной для восприятия форме |
Мемы | МЕМ в социальных сетях – это, несущая иронию или сарказм информация, которая сопровождается картинкой. Приём можно использовать вначале урока для мотивации к учебной деятельности, а также на этапе обобщения изученного материала Учитель демонстрирует изображение классу.. Задача учащихся: объяснить смысл мема. |
Использование технологии РКМЧП на уроках истории, обществознания и в работе классного руководителя (классные часы и родительские собрания) способствует формированию таких умений у учащихся:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал;
умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
умение обобщить полученные знания.
Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Учение в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время труднее вызвать у школьников интерес и изумление. Это и заставляет меня искать технологии, приемы, методы, которые позволили бы организовать обучение каждого ученика на высоком уровне.
Рефлексия: давайте сами создадим МЕМ об информации, полученной от мастер – класса.
5