СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации рассказывается о личном опыте использования на уроках в начальной школе практико-ориентированных заданий 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе"»


МБОУ Хор-Тагнинская СОШ













Мастер-класс по теме

«Использование практико-ориентированных заданий

на уроках в начальной школе»










Материал подготовила

учитель начальных классов

Бровкина Оксана Александровна.












Апрель, 2025 г.



Мастер-класс «Использование практико-ориентированных заданий

на уроках в начальной школе»


Добрый день, уважаемые коллеги! Вопрос качества усвоения знаний младшими школьниками всегда остро стоит перед учителями. Мы постоянно пытаемся найти и применить в своей работе технологии, приемы, методы, чтобы заинтересовать младшего школьника, повысить его интерес учебе, предметам, их усвоению, применению знаний. Хочу поделиться опытом работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.

Требования современного общества меняют взгляды на содержание образования младших школьников. Главной задачей является формирование у обучающихся умения применять полученные знания и умения в жизненной ситуации.

Одним из важнейших требований к подготовке выпускника школы – является наличие у обучающихся широкого научного мировоззрения, которое основано на прочных знаниях, жизненном опыте учащихся, которые готовы применить данные знания в процессе своей жизнедеятельности.

Реализация этого требования предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Поэтому в обучении младших школьников следует уделить внимание практико-ориентированным заданиям, так как они нацелены не только на приобретение знаний, но и применение их в практических жизненных ситуациях.

Под практико-ориентированными заданиями понимаются задания, в содержании которых описывается ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием у учащихся практических навыков по использования полученных знаний и умений, необходимых в повседневной жизни. Практико-ориентированные задания помогают раскрыть связь между знаниями и повседневной жизнью.

Практико-ориентированные задания – это задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности; это текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее решения средствами школьного курса.

Цель практико-ориентированных заданий – это «погружение» в решение «жизненной» задачи.

Виды практико-ориентированных заданий:

- связанные с жизнью, с практической деятельностью человека;

- задания «житейского содержания»;

- задания профориентационной направленности.

Особенности практико-ориентированных заданий:

- значимость результата, мотивирующая школьников;

- формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы;

- представление информации и данных в различной форме;

- указание области использования результата решения;

- нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;

- избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;

- многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы;

- многообразие типов вопросов.

В учебниках практико-ориентированные задания встречаются редко, поэтому чаще всего такие задания я нахожу в интернете или дополняю уже имеющиеся задания необходимыми данными, чтобы задания носили практико-ориентированный характер. Так же такие задания можно встретить в материале при подготовке к уроку на сайте Учи. ру.

Практико-ориентированные задания можно использовать на уроках математики, окружающего мира, русского языка, даже на литературном чтении можно найти применение таким заданиям.

В рамках изучения окружающего мира практико-ориентированные задания делят на следующие группы:

  1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

  2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

  3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.


Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, перейти к более приятной части мастер-класса, где мне понадобится Ваша помощь.

На уроках окружающего мира есть достаточно возможностей для использования практико-ориентированных заданий.

Предлагаю Вам решить практико-ориентированные задания из курса начальной школы. Можно разделиться на группы. Каждая группа выполнить разное задание.


В 1 классе при изучении темы «Органы чувств», при знакомстве с правилами чистки зубов, предлагаю детям расчески, которые напоминают ротовую полость, с запутанной ватой. Предлагаю ребятам почистить зубы зубной щеткой. Давайте составим правила чистки зубов и выполним данные действия на практике. Благодаря участию детей в непосредственной деятельности по чистке зубов, учащиеся запомнят правила чистки зубов.


При изучении темы «Ориентирование на местности», на этапе «Применения изученного материала» предлагаю помочь Грише и его друзьям. Ребята отправились в лес за ягодами. Пока собирали ягоды, заблудились. Помогите ребятам выбраться из леса, составьте алгоритм действий для ребят в данной ситуации.


По математике так же на сайте Учи. Ру. можно рабочие листы с такими заданиями. При изучении темы «Единицы длины. Соотношение единиц длины» проводим с ребятами практическую работу по применению полученных знаний на примере жизненных ситуаций. И вам тоже предлагаю принять участие в данной работе.

У Вас на столах лежит конверт с заданием.

Мы с ребятами познакомились с единицей измерения метр, узнали соотношение метра и сантиметра.

Как вы думаете, а какими единицами измерения пользовались раньше? (Знакомство детей со старинными единицами измерения – локоть и пядь).

Ребята знакомятся с историей данных единиц измерения.

Одной из древнейших мер длины, которой пользовались во многих странах мира, считается локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба. Ладонь и пальцы использовали в качестве измерительного инструмента еще древние египтяне.

Позже на Руси широко использовали пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки

Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод о соотношении единиц измерения.

1 локоть = 55см.

1 пядь= 18 см.

В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь?

Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки.

Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях. Предлагаю Вам измерить крышку стола в локтях и пядях. Переведите полученные данные в сантиметры. (Проводим данную работу).

Это задание интересно с нескольких точек зрения.

Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания.

Во-вторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке).

Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической, закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.


При изучении темы «Единицы массы. Соотношение единиц массы». Предлагаю детям следующий вариант задания.

Ребята знакомятся с единицами измерения массы, вспоминают их соотношение.

Каким прибором обычно пользуются, когда хотят узнать вес или массу чего-либо? (правильно – весы).

А если весов нет под руками, а вам надо взвесить массу, например, крупы. Чем можно воспользоваться?

Предлагаю вашему вниманию таблицу. Ознакомьтесь, пожалуйста, с данной таблицей. Предположите, каким еще способом можно измерить массу? (с помощью столовой и чайной ложки).

Задание. Ребята отправились в поход. Варю оставили дежурным по кухне. Ей надо приготовить плов и гречневую кашу. Для приготовления одной порции плова понадобиться 45 грамм рисовой крупы. А для приготовления 1 порции гречневой каши понадобится 60 граммов гречневой крупы. Узнайте сколько крупы надо взять Варваре, опираясь на данные «Таблицы соотношения мер» .

Опираясь на соотношение мер столовой и чайной ложки и количество граммов, узнайте сколько надо взять крупы на 5 участников похода.

(Опираясь на данные таблицы, высчитывают количество ложек крупы на 5человек).


Мы с вами сейчас решали практико-ориентированные задания. Будут ли благотворно влиять на учебную мотивацию данные задания?


Таким образом, использование на уроках практико-ориентированных заданий способствует повышению интереса к предмету, познавательной мотивации обучающихся.

Урок, включающий в себя практико-ориентированные задания, позволяет обучающемуся стать полноправным участником образовательного процесса, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, а также степень усвоения обучающимися нового знания, прогресс его обучения.

Практика показывает, что систематическая работа по решению практико-ориентированных задач обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету.

Отмечается положительная динамика уровня познавательной активности учеников.

Наблюдается сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.

Практико-ориентированные задания - являются интегрированными, новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.

Регулярное применение практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе способствует повышению качества обучения обучающихся.


Предлагаю провести рефлексию по мастер-классу.

У вас на столе бабочки: зелёного, красного и жёлтого цветов.

Если мастер-класс был актуален, полезен и интересен –поднимите зеленую бабочку.

Если у вы заскучали - поднимите желтую бабочку

Ну а если он вас совсем не тронул – поднимите красную бабочку.

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.

Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Спасибо за внимание.