СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Использование произведений изобразительного искусства на уроках для развития речемыслительной деятельности обучающихся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. К сожалению, 90-е годы XX века оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, духовное и социальное развитие общества, что привело к проблеме низкого уровня культуры среди подрастающего поколения.

В связи с этим одной из главных задач любого учителя является воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных и исторических ценностей и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.

Одним из эффективных приемов её решения является приём использования произведений изобразительного искусства на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование произведений изобразительного искусства на уроках для развития речемыслительной деятельности обучающихся"»

Мастер-класс

«Использование произведений изобразительного искусства на уроках для развития речемыслительной деятельности обучающихся»

Слайд 1. Доброе утро! Я хотела бы вам представить свой мастер-класс на тему: «Использование произведений изобразительного искусства на уроках».

Слайд 2. Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. К сожалению, 90-е годы XX века оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, духовное и социальное развитие общества, что привело к проблеме низкого уровня культуры среди подрастающего поколения.

Слайд 3. В связи с этим одной из главных задач любого учителя является воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных и исторических ценностей и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.

Слайд 4. Одним из эффективных приемов её решения является приём использования произведений изобразительного искусства на уроках.

Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, родной культуры. Существует много предметных областей, где произведения искусства используются часто, но этого недостаточно для развития культурного человека: дети не знают авторов произведений и как они выглядят. Как вариант решения проблемы я предлагаю рассматривать комплексно произведения живописи как вида изобразительного искусства и знакомить учащихся с творчеством российских художников на всех учебных предметах в школе на различных этапах урока.

Слайд 5. Использование картин на восприятие учащимися предметного окружения оказывает существенное влияние интеграция различных предметных областей и уроков изобразительного искусства. Картины известных художников могут быть задействованы в учебном процессе с целью усиления эмоционального восприятия получаемой информации.

Слайд 6. Например, на уроках биологии может рассматриваться картина «Цветы и плоды» И. Хруцкого. В 6м классе на уроке «Плоды» на этапе закрепления учебного материала детям предлагается описать плоды по схеме при рассматривании картины. У персика плод – сочная односемянная костянка, у груши плод – сочное многосемянное яблоко, лимон – сочная многосемянная ягода, тыква – сочная многосемянная тыквина, виноград – это гроздь ягод, поэтому каждая ягода – это сочный многосемянной плод.

Слайд 7. В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Уместным будет в 7м классе на уроке обобщения и систематизации знаний по классам покрытосеменных растений на основном этапе предложить обучающимся определить класс представленных в букете растений. К примеру: пионы и розы – двудольные, а тюльпаны, гиацинты, ирисы, злаки – однодольные растения.

Слайд 8. На основном этапе при изучении темы «Гигиена кожи и ее производных» в 9м классе в ходе подведения к факторам, влияющим на состояние кожи, уместным будет обращение к картине В. А. Тропинина «Кружевница», героиня которой выступает как символ здоровья, молодости и красоты. На уроке следует обратить внимание обучающихся на здоровый цвет лица изображенной девушки и с чем это может быть связано. Таким образом, навести обучающихся на мысль о том, что красивая кожа – это не только внешняя привлекательность, но и показатель общего состояния организма.

Слайд 9. Таким образом, применение картин на своих уроках оказывает положительное воздействие на развитие познавательного интереса обучающихся, речемыслительной деятельности, процесс их эстетического и культурного воспитания и формирование любви к окружающему миру. Использование данного приёма позволяет реализовывать различные образовательные задачи и компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Причем формы проведения уроков могут быть самыми разнообразными.

Слайд 10. Сегодня я представлю вам технологию применения данного приёма.

В 8 классе на этапе целеполагания на уроке «Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения» можно начать с обсуждения с учащимися картины З. Е. Серебряковой «За обедом». Можно попросить сформулировать и обосновать правила приема пищи, рассмотрев картину. Отмечаем, что стол накрыт белоснежной скатертью, красиво сервирован и, вероятно, дети едят в одно и то же время, что способствует выделению пищеварительного сока; дети начинают обед с супа; на столе лежит хлеб, молочные продукты, употребление которых стимулирует моторику кишечника. Перед едой дети выпивают стакан воды, что облегчает работу органов пищеварения.

Я думаю, что на истории эту картину можно было бы рассмотреть с точки зрения быта советской семьи. А в начальной школе взять за основу в теме о правилах поведения за столом.

Слайд 11. А теперь я предлагаю вам поработать с позиции своего предмета с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по плану, представленному у вас на столах, а затем представить свой результат. Время работы – 3 минуты.

Литература – былины.

История – Древняя Русь.

Физкультура – здоровое тело, развитые мышцы.

Русский язык – устное собеседование у 9-ых классов для развития речемыслительной деятельности, ведь 9-ые классы не только не знают произведений искусства, но и плохо говорят.

С позиции своих предметов я могла бы использовать картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» на основном этапе урока «Растительные сообщества» в 7 классе. Можно предложить обучающимся ответить на вопрос, а происходят ли изменения в природных сообществах? И продемонстрировать на картине, где степь сменяется лесом.

На уроке химии данная картина применима в 9 классе в теме «Сплавы металлов». На этапах мотивирования на учебную деятельность и подведения к теме урока можно рассказать обучающимся о том, что на Руси шлемы сверху стягивали бронзовым покрытием. Можно спросить учеников о том, что такое бронза? Рассказав ученикам подробнее о том, что это сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, подвести к тому, что сегодня на уроке они будут изучать сплавы металлов и их свойства.

Слайд 12. Все молодцы! Спасибо за работу! Надеюсь, что данный приём будет полезен вам в вашей профессиональной деятельности.