СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование самоконтроля учащимися на уроке физической культуры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование и здоровый стиль жизни являются важнейшими факторами в жизни каждого человека, его положения в обществе, коллективе, семье. От того, насколько ответственно человек станет относиться к своему здоровью, будет зависеть его успешность, способность реализовать все свои возможности, а значит, и уровень развития общества в целом.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование самоконтроля учащимися на уроке физической культуры»»

Мастер-класс

«Использование самоконтроля учащимися на уроке физической культуры»

Актуальность:

Образование и здоровый стиль жизни в ХХI веке будут являться важнейшими факторами в жизни каждого человека, его положения в обществе, коллективе, семье. От того, насколько ответственно человек станет относиться к своему здоровью, будет зависеть его успешность, способность реализовать все свои возможности, а значит, и уровень развития общества в целом. Поэтому я считаю, что целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и патриотическим воспитанием.

Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – одно из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре ФГОС НОО.

В связи с этим считаю, что учителю необходимо, обеспечить контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, а самих учащихся обучить самоконтролю как регулярным наблюдениям за состоянием своего здоровья, физическим развитием и как оценке своих способностей.

Своей задачей ставлю ознакомление участников мастер – класса с методами и приёмами по формированию теоретических и практических знаний и умений применения самоконтроля.

Самоконтроль мои учащиеся ведут по субъективным оценкам самочувствия, сна, аппетита, работоспособности и по объективным показателям состояния организма, из которых главным для меня является частота сердечных сокращений.


На практике ЧСС (пульс) исследуют 2 способами.

1. Пальпацией.

2. Сфигмографией (медицинский инструментальный метод исследования артериального пульса).

Существует несколько способов определения пульса:

1) тремя пальцами на запястье;

2) большим и указательным пальцами на шее;

3) кончиками пальцев на виске;

4) ладонью к груди в области сердца.

Первым способом пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии.

Я использую метод пальпации, потому что он проще для работы и не требует использования приборов.

        Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию.

После любой физической нагрузки пульс учащается. Чем продолжительнее и тяжелее нагрузка, тем пульс чаще. Это нормально.

Однако если пульс утром до зарядки или тренировки больше 90-100 ударов в 1 минуту, то это говорит о том, что или у вас не все в порядке со здоровьем, или вы перетренировались в предыдущие дни.

Так, во время легкой нагрузки пульс 100-120 уд./мин., во время средней - 130-150, высокой - свыше 160 (ста шестидесяти) уд./мин. После тренировки или урока физической культуры пульс должен возвратиться в спокойное состояние через 5-и - 10-и минут и достигает у школьников приблизительно 70(семидесяти) – 80 (восьмидесяти) уд./мин.

Но если пульс долго не приходит в норму в 1 минуту, это уже сигнал к тому, чтобы посоветоваться с врачом и учителем.

Нормальная частота пульса, у мальчиков стоя - 60-80 ударов в минуту, у девочек -70-82. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями частота пульса снижается и может достигать 50 (пятидесяти) —60 (шестидесяти) ударов в минуту.

Мои ученики со 2 класса ведут исследовательско-проектную деятельность, заполняя тетрадки наблюдения за состоянием своих физических качеств. Данный контроль, используя метод наблюдения, ребята выполняют в течение всего учебного года.

Задачи самоконтроля:
1) расширить знания о физическом развитии;
2) ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
3) по итогам самооценки ставить дальнейшие задачи.

Объект исследования: частота сердечных сокращений.

Предмет исследования: зависимость частоты сердечных сокращений от физических нагрузок.

В ходе рассмотрения данной проблемы выдвинута гипотеза: узнать, как меняется наш пульс до и после физической нагрузки (у людей, которые систематически занимаются спортом и очень редко), если частота пульс изменяется, то это служит сигналом, чтобы обратить внимание на свое здоровье.

Методы исследования:

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • сравнение.

Подготовительный этап нашего проекта заключается в выполнении тестирования с целью определения оценки образа жизни детей.

Ответив на все вопросы (в том числе и штрафные) вы наберете соответствующую сумму баллов, которая позволит вам вывести оценку вашему образу жизни.

Представьте себя в роли моих учеников и заполните пожалуйста тест

Тест « Проверь себя». РАСПЕЧАТАТЬ НА ЛИСТКАХ

Виды физической активности

регулярно

нерегулярно

Не выполняю

1.

Утренняя гимнастика

10

7

0

2

Подъем по лестнице пешком (без лифта)

5

3

0

3

Передвижение в школу пешком

5

3

0

4

Передвижение из школы пешком

5

3

0

5

Физкультура в школе

10

5

0

6

Физкультурно-оздоровительные занятия в свободное время

30

10

0

7

Физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни

15

7

0

8

Закаливающие мероприятия

5

3

0

9

Участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях

10

5

0

10

Прогулки, походы

10

5

0

11

Выполнение физической работы по дому

5

3

0


Штрафные баллы вычитаются из полученной выше суммы ответов:

- за курение- 10 баллов;

- за употребление спиртных напитков- 10 баллов;

- за нарушение намеченного режима дня- 5 баллов;

- за несоблюдение режима питания- 5 баллов.

Если наберет ученик 60 и более баллов – отлично (высокий уровень двигательной активности); 40 и более - хорошо (средний уровень); 20 и менее - удовлетворительно (низкий уровень).

А сейчас поднимите руку те, у кого сумма баллов составляет 60 и более.

Теперь поднимите руку - у кого 40 баллов и более.

И те, у кого 20 и менее баллов.

Таким образом, вы разделились на группы по состоянию уровня вашей физической активности.

Выполнять все упражнения, которые входе проектно исследовательской деятельности выполняют мои ученики, мы конечно же сейчас не будем. Маленький фрагмент того как работает метод самоконтроля по определению ЧСС я представлю следующим образом

Первое - измерим пульс в состоянии покоя,

Второе - сделаем замер после выполнения физической нагрузки,

Третье - И еще один замер сделаем после релаксации.

Так мы проследим, как ваш организм реагирует на нагрузку и как быстро восстанавливается.

Сейчас наложите на запястье 3 пальца руки и по моему сигналу измеряйте пульс в течение 10 секунд. ПРИГОТОВИЛИСЬ, раз два три. Полученный результат умножьте на 6. Это частота ваших сердечных сокращений в покое.

Уважаемые коллегии, возьмите пожалуйста свои карты и занесите в них свои данные. (ЗАПОЛНИТЕ первые и вторые столбики)

А сейчас попробуем повысить вашу физическую активность, после чего замерим ваш пульс еще раз. Уважаемые коллеги, выйдите пожалуйста ко мне и я проведу с вами небольшую физкультминутку.

1. « Высоко подняв колени все шагают как олени».

« Сильно, сильно потянуться, (встать на носки, руки вверх)

На соседа повернуться (повороты головы влево, вправо) (4 раз)

« Руки вверх поднять пора, дружно ловим комара»

« Руки ставим мы вразлет, получился самолет.

Мах крылом туда, сюда,

Делай-раз, и делай-два.»

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше веселей! Вот так
Тише, тише, не спешите! (шаг.)
Карусель остановите,
Раз, два, три, четыре. 1.2.3.4

Так же на занятиях использую игровую технологию. А теперь давайте попробуем поиграть. Игра « Карлики - Великаны» –3 мин.

Когда я скажу слово "карлики" - все должны присесть, когда произнесу слово "великаны", все должны встать и поднять руки вверх.

Только запомните, правильные команды - это "карлики" и "великаны". На остальные команды вы не должны реагировать".

( И произносит вышеупомянутые команды, а еще "Встаньте", "Сядьте", "Поднимите руки вверх»).

Пожалуйста, садитесь. Измеряем свой пульс. Приготовились, раз, два, три, умножаем на 6 - записали.

А сейчас внимание, метод умственной релаксации «Плывём в облаках»

Цель: Расслабление мышц тела, снятие внутреннего напряжения. Развитие воображения.

Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.

Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

Опять измерили пульс и занесли свои данные в карту.

Сравните результаты первой и последней колонки. Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4-5-й минуте – удовлетворительным. Поднимите руки, кто восстановил свой пульс полностью. Если вам не хватило времени на восстановление, у вас есть повод задуматься, все ли в порядке с вашим здоровьем.

Следует также учитывать, что в начале исследования пульс обычно бывает чаще, а затем, по мере того как исследуемый успокаивается, частота пульса постепенно замедляется и устанавливается на постоянном уровне.

Таким образом, в результате тренировки ребята сами по частоте пульса учатся управлять нагрузкой и научаться правильно оценивать свое самочувствие, что немаловажно при самостоятельных занятиях, как на уроке, так и дома.

В ходе нашего занятия вы смогли проследить за данными вашего пульса, за тем, как ваш организм реагирует на различные нагрузки и как быстро восстанавливается после них.

ВЫВОД:

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

На сегодняшнем занятии я использовала межпредметные связи, которые оживляют преподавание и стимулируют познавательную активность учащихся: с математикой (мы считали), с литературой (читали фрагменты из детских произведений), с музыкой, с психологией (релаксировали), с биологией (вспомнили где измеряется пульс).

Я реализовала здоровьесберегающую технологию, игровую, технологию проектов, подробно рассмотрев один из способов самоконтроля, которым я обучаю своих учеников. Коротко скажу, что я также использую пробы ШТАНГЕ (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (на выдохе), проба Мартинэ (Проба с приседаниями), Проба с «одышкой», по внешним признакам утомления.

Если кому интересно, то я могу познакомить вас с ними подробнее.

Самой большой опасностью для здоровья медицина считает недостаток движения, или гиподинамию. Чаще всего это и является причиной наиболее распространенных в мире заболеваний сердечно-сосудистой системы. Эффективным профилактическим средством против этих заболеваний признана физическая активность и использование методов самоконтроля.

Чем раньше человек научиться контролировать общее состояние, тем более ответственно будет относиться к своему здоровью в любом возрасте.

Вся работа, которую я продемонстрировала сегодня на мастер-классе, ведёт к тому, что ребёнок становится не только сильным, ловким и внимательным по отношению к себе, но и настойчивым, трудолюбивым и ответственным.

В заключение хочу пожелать вам здоровья, а чтобы его поддерживать, ведите подвижный образ жизни, делайте зарядку, дышите свежим воздухом. Будьте здоровы!



Индивидуальная карта ученика.

Cамоконтроль (ЧСС)

Ф.И.О.

ЧСС в состоянии покоя

ЧСС после занятия

ЧСС после релаксации





Используемая литература:

  • Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях.-13 изд. –М.: Просвещение, 2012.-190 с.

  • Школа физкультминуток. 1-4 кл. В.И.Ковалько. М.: ВАКО, 2005

  • Лисицын Ю.П., Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Книга о здоровье. Сборник - М.: Медицина, 1988.

  • Михайлов В., Палько А.. Выбираем здоровье! - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987.

  • Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Минск: Книжный Дом, 2003.

  • Михайлов, В.В. Дыхание спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 103 с., ил. )Михайлов, В.В. Спорт и дыхание. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 40 с.

  • Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=820566 © Библиофонд Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с. СЛАЙД


Пробы Штанге и Генчи

Функциональные дыхательные пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) позволяют оценить обеспеченность организма кислородом. 
Как проводить дыхательные пробы: 
1. Перед замером необходимо сделать три обычных цикла вдох-выдох, примерно на 3/4 глубины полного вдоха. 
2. Затем, если проводится проба Штанге, задерживается дыхание на вдохе. Проба Генчи проводится на полном выдохе. 
3. С помощью секундомера подсчитывается время задержки дыхания. 
4. По таблицам ниже определяется уровень кислородного обеспечения организма. 

Задержка дыхания на вдохе 
(проба Штанге)

Оценка

50 секунд и выше

отлично

40-50 секунд

хорошо

менее 40 секунд

плохо


Задержка дыхания на выдохе 
(проба Генчи)

Оценка

40 секунд и выше

отлично

35-40 секунд

хорошо

менее 35 секунд

плохо


Более усложненный вариант функциональных проб Штанге и Генчи дополняется показателем реакции частоты сердечных сокращений. Определяется он следующим образом: до проведения дыхательной пробы у испытуемого дважды в положении стоя измеряется пульс. Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого. 
Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода


Проба с приседаниями (проба Мартинэ)

Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 с, определяется % учащения пульса от исходного уровня. Оценка пробы. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 25 , удовлетворительное— на 50—75, неудовлетворительное — более чем на 75 %. После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25— 40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5—10 мм рт. ст.) снижает-. Восстановление пульса длится от 1 до 3, а АД — от 3 до 4 мин.

Проба с «одышкой»

Недостаточность кислорода в организме сопровождается резким учащением дыхания и ощущением нехватки воздуха (одышкой). По уровню нагрузки, вызывающей одышку, судят о физической работоспособности человека. Простейший способ определения физической работоспособности — по возникновению одышки при подъеме по лестнице. Если вы поднимаетесь в спокойном темпе на 4-й этаж без остановок и затруднений — у вас хорошая работоспособность. Если же подъем сопровождается одышкой — поднимайтесь, контролируя свой пульс. После подъема на 4-й этаж пульс ниже 100 уд/мин оценивается как свидетельство отличной работоспособности, от 100 до 130 — хорошей, от 130 до 150 — посредственной, выше 150 — неудовлетворительной, свидетельствующей, что тренированность почти полностью отсутствует.

Внешние признаки утомления


Признаки


Степень утомления


Легкая


Значительная


Очень сильная



Окраска кожи лица и туловища



небольшое покраснение



значительное покраснение


резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ



Потливость



небольшая, чаще на лице


большая потливость головы и туловища



очень сильная, выступание соли


Дыхание


учащенное, ровное


значительно учащенное


резко учащенное,

появление одышки


Движения



не нарушены


не уверенные


покачивания, нарушения


Внимание


безошибочное


неточность выполнения команд


замедленное выполнение заданий