СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Использование техник скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения мастер-класса:  научить применять активные методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах.

Задачи:

  • обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
  • ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
  • представить участникам мастер-класса опыт использования техник скорочтения
  • провести практическую часть мастер-класса по формированию умения  применения техник скорочтения на уроках.

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по  применению техник скорочтения  на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Использование техник скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе»»

1.Вступительная часть.

«Никогда никакими силами

вы не заставите читателя

познать мир через скуку.

Читать, должно быть интересно»

А. Н. Толстой

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Ермакова Гульшат Хасановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20, рада представить вам свой мастер класс по теме «Использование техник скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Цель проведения мастер-класса: научить применять активные методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах.

Задачи:

  • обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литературного чтения

  • ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения

  • представить участникам мастер-класса опыт использования техник скорочтения

  • провести практическую часть мастер-класса по формированию умения применения техник скорочтения на уроках.

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по применению техник скорочтения на уроках.

Оборудование:

  • презентация;

  • раздаточный материал:

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.


2.Теоретические основы

Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст «про себя». При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.

  2. Неустойчивое внимание. Думаю, здесь объяснять особо нечего. Для того, чтобы не отвлекаться при чтении, нужно работать над навыком концентрации внимания.

  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.

  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.

  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что же такое скорочтение? Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности, это немного другое. Это навык быстрой обработки любой информации. Количество информации за последние 20 лет увеличилось в 20 тысяч раз. Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видеоинформации – это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть тренды, он и учится лучше и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

Сейчас я вам покажу несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.

3. Практическая часть

Одна из техник развития навыка скорочтения – это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.

  1. Таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и, стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.



Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре. Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. Но есть и посложнее таблицы.

  1. Упражнение «Красно черные цифры».

Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное.

Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на детей до 9 лет.

  1. Упражнение «Алфавит»

Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

  1. «Струп-тест»

Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.

Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим..Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов он будет легче понимать прочитанное.

  1. «Рисование двумя руками»

Для этого нам понадобятся лист и два пишущих инструмента.

Выполняя это упражнение, мы вырабатываем навык. В мозге происходят химические процессы, формируются новые нейронные сети, которые подготавливают почву для получения навыка. Получается, что этим упражнением мы обманываем мозг. И это упражнение мы проводим перед упражнениями на внимание и перед отработкой правильного чтения. Нужный навык формируется значительнее легче, за счет того, что организм подготовил нужные нейронные связи. Для того, чтобы эти упражнения были полезными их нужно постоянно менять. У ребенка не должно это идеально получаться, если у ребенка идеально получается, то это упражнение бесполезно. Должно получаться на 50 – 60 процентов.

  1. Упражнение на развитие чтения с пониманием «Поиск букв»

Поищите, пожалуйста, букву П. И запишите, сколько раз она вам встретится. На поиски нам выделяют 15 секунд.. Кто сколько нашел?

В действительности, их здесь 20 штук.

Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать информацию, написанную разным шрифтом.

  1. Тексты для увеличения и скорости чтения, на чем я и хочу остановить все свое внимание.

Для развития навыка быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, ребята всегда с особым интересом относятся к подобным нестандартным формам. Если вы включите в свою работу приём «Карусель», так называют смену сложного текста на обычный, то ребёнок заметит насколько проще читать и воспринимать текст в классическом виде.

Например: текст может быть перевёрнут от читающего на 90 градусов, а затем возвращаться в привычное положение.

Перевернутые тексты

Зеркальные тексты

Текст может быть напечатан зеркально, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.


.цето лазакс — икур иовт тачелыв оньлетазябо ытнемуртсни итЭ —

.отолод ,олревс ,киньлипан ,аксематс илажел маТ .котревс йошьлоб сенирп апап тов оН

.ястюасакирп умеч к ,есв тюьб инО .имыннемак икур ынишелА алавзан амаМ

.улкетс оп яслеширп актолом раду еж йывреП .ьташев унетс ан унитрак ашелА латС .тсанмиг йыншудзов как ,сивоп ашелА и ,аличоксыв актерубаТ .укчопмал ертсюл в ьтинемс кичьлам яслязВ .иклоксо лоп ан илетелоп — имакшач с сондоп но сеноП .ьчомоп летох месв ашелА

?умечоП .имынняверед лавызан апап икур ынишелА тов А .имакур имытолоз с идюл ьтсе отч ,лахылс ашелА

кинщомоП


Перепутанные буквы

В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!


Тексты с пропусками букв

КРОТ

Кр.т л.б.л бр.д.ть п. пр.хл.дн.м п.д..мн.м х.д.м к.т.р.. пр.р.л. . в.ч.ст.л. .г. р.д.т.л. . д.д. Он вз.б.р.лс. н. в.рхн.. г.л.р.. . сп.ск.лс. вн.. гд. н.х.д.л.сь кл.д.в.. с ..п.с.м. съ.стн.г. впр.к Обсл.д.. св.. вл.д.н.. . б.г.тств. .н .бн.р.ж.л .дн.жд. н..н.к.м.й л.. . р.ш.л ..н.ть к.д. .н в.д.т - Ост.н.в.сь! - п.сл.ш.лс. пр.д.ст.р.г..щ.й г.л.с - Эт.т п.ть .п.с.н Н. дв.ж.м дв.ж.м.й л.б.п.тств.м кр.т п.л. вс. в.ш. . в.ш. , н.к.н.ц р.ск.д.в л.п.м. ..мл. .в.д.л г.л.б..-пр.г.л.б.. б..дн. , .ткр.вш..с. п.р.д н.м Н. .т. б.л. п.сл.дн.. чт. б.дн.г. .в.д.л в ж..н. Ярк.й л.ч с.лнц. .д.р.л в п.дсл.п.в.т.. гл...- щ.л.чк. . .сл.п.л кр.т. В.т т.к ж. . л.жь м.ж.т ж.ть пр.п.в..ч. т.льк. х.р.н.сь в .кр.т.. Едв. .н. п..вл..тс. н. св.т к.к т.тч.с .м.р..т .сл.пл.нн.. пр.вд.й


Потерянные тексты

Ребенок должен вслух прочитать текст, часть которого отсутствует. При этом читать нужно максимально быстро.

Тексты без верха



Тексты без низа

«Зашумлённые» тексты

Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Решетку можно вырезать из бумаги и накладывать на текст при чтении.
Есть еще много упражнений, направленных на развитие скорочтения. Это упражнения «Разные числа», «Устный счет», «Анаграммы». Это лишь малая часть, что я вам рассказала.

Приведу примеры из моей работы, на сколько увеличилась скорость чтения у моих деток в 4 классе:

Рязанов Максим - с 85 слов до 160, понимание текста было 70, стало 100 %.

Габдуллина Дания - с 40 слов до 89, понимание текста было 40%, стало 90%.

Валиуллина Ляйсан - с 50 слов до 100 , понимание текста было 70%. Стало 100%

Действительно, чтение играет одну из самых главных ролей в успешном обучении ребенка. Самый благоприятный период для улучшения навыка чтения в 1 классе. А в этом учебном году у меня 1 класс. И очень важно это время не упустить! Что делаю я на уроках для повышения техники чтения?
На уроках литературного чтения и внеурочной деятельности начинаю урок со слогового тренинга. Слоговой тренинг – это хорошая речевая гимнастика. Развиваем артикуляцию, стимулируем мышечный тонус, гибкость произношения. Например, читаем на одном выдохе 1-2 столбика слов (сколько хватит дыхания). Придумываем слова, в которых встречаются эти слоги.

Читаем мы хором, цепочкой, шёпотом, громко, с повышением или понижением голоса, с разной интонацией, и столбиками, и строчками, и с повторами, и справа налево...
А ещё мы учим стихи наизусть. Для улучшения памяти. Так как память и техника чтения очень тесно связаны.

Это и знакомство с дыхательными упражнениями, чтение на вдохе, выдохе, применение речевых разминок, скороговорок, выполнение упражнений со столбиками слов, таблицами Шульте, и, конечно, чтение текстов на время, из урока в урок, улучшая собственный̆ результат. В букварном периоде уроков чтения применяли упражнение «Анаграммы», где задача ребенка – угадать зашифрованные слова. Сначала он должен прочитать набор букв, а затем назвать зашифрованное слово.

Тексты вверх ногами

ƍɐdʞ ıqdƍʎε ıqʚʞʎƍ

ƍvоɯɔ ɐdƍǝε ıqƍʎε

ıqƍиdɹ ɐʞʎƍεɐ ɐƍıqd

ɐƍʎm ɐƍɐƍ ɯнɐƍ

оƍǝн ɯvоƍ ɯниƍ

Чтение сплошного текста

Котупалнапол.

КотБарсиккаталклубок.


⠀ Некоторые приёмы скорочтения на уроках даже не требуют подготовки, это:
- перевернутая книга,
- чтение задом наперед,
- чтение через слово,
- чтение гласных.
При работе с презентациями это тексты с анимацией:
- бегущая строка,
- титры,
- плавающие буквы,
- «Вертушка».

В продолжение темы раздаю группе слушателей различные виды текстов. Попрошу вас продемонстрировать ваше чтение нашим коллегам.

(Отработка приемов скорочтения с фокус – группой)


4. Итог мастер-класса

Таким образом, скорочтение – это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом понимание текста.

Надеюсь, мой мастер класс был вам интересен и полезен. Я буду очень рада, если эта техника понравилась и вам. По России много школ, которые специализируются именно на этой технике, но наши дети далеко от этих городов. В силах каждого учителя включить в свою работу что-то новое и полезное. Поэтому я представляю вашему вниманию свою подборку текстов.


Предлагаю вам 33 текста среди которых:
- перевернутые тексты
- зеркальные тексты
- тексты с перепутанными буквами
- тексты с пропусками букв
- тексты без верха
- тексты без низа.

Пришлите мне на мою почту yermakovagulshat@mail.ru кодовое слово СКОРОЧТЕНИЕ. Всю эту подборку текстов я скину на вашу электронную почту.

Желаю удачи! Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!