СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности»»




Мастер-класс




«Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности».





Подготовила и провела

учитель географии высшей категории

МБОУ гимназии №7

с. Донского

Шпакова Наталия Леонидовна













Слайд 1

Методическая тема, над которой я работаю – «Использование технологии исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время».

На мастер-классе вашему вниманию будет представлена работа «Использование технологии исследовательской деятельности в курсе физической географии по теме «Леса России».

Слайд 2

Обратимся к определению понятия исследовательской деятельности?

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

  1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

  2. Учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

  3. Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

  4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:


Слайд 3

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Слайд 4

Исследовательскую деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, элективных курсах, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, предметные недели.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии. Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс.

В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы. К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Слайд 5

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования.

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы.

Слайд 6

2013 год президентом РФ В.В. Путиным объявлен годом Охраны природы. И поэтому неслучайно выбрана тема мастер – класса по курсу физической географии «Леса России».

Для работы мастер – класса мне нужны помощники - 9 человек. Работаем в группах по 3 человека в группе.


У: Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы Родины с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам.

Слайд 7

У: Уважаемые коллеги, внимание на слайд. Послушайте стихотворение

С. Погореловского «Здравствуй, лес!».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, -

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится, -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, - мы свои.


У: Назовите вопросы, которые автор обозначил в стихотворении. Вопросы наталкивают нас на дальнейшее изучение темы.


У: Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Назовите объект исследования?

– лес.


Слайд 8

У: Лесные зоны занимают почти половину площади России. Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м3 древесины.

На основе выше сказанного можно выдвинуть гипотезу: является ли Россия «лесной державой». Выдвинутую гипотезу мы должны подтвердить нашими исследованиями.

У: Сформулируйте цель исследования. Каждая группа выдвигает свою цель.


- ( Каковы особенности распространения лесной зоны на территории РФ)

У: Для реализации поставленной цели мы будем решать задачи:

  1. Рассмотреть типы лесов (климатические особенности, почвы, растительный и животный мир)

  2. Значение леса в природе и для человека.

  3. Проблемы лесов.


У: Назовите, что необходимо нам для решения задач?

- (Учебник, атлас, статистический материал, интернет – ресурсы)


Слайд 9


У: На основе анализа текста, карт учебника и атласа учащиеся на уроке составляют схему «Типы лесов в России». Она выглядит следующим образом, внимание на слайд.

Типы лесов в России





Хвойные Смешанные Широколиственные

(темнохвойные, светлохвойные)


У: Дальнейшие исследования проведем в группах (3 группы). Карточки с заданиями находятся у вас на столах. Время для работы ограниченно - 4 минуты. Приступайте к выполнению заданий.



У: На уроке я предлагаю ребятам выбрать координатора в группе, который будет руководить работой по выполнению заданий. Обычно в этой роли выступает сильный по знаниям учащийся. Обязательно разрабатываю вопросы, инструктивные карточки – задания (дифференцированные по уровню обучения), ЛОК со справочным материалом, использую интернет – ресурсы, рабочую электронную тетрадь по географии. При работе в группах мы формируем коммуникативную компетенцию ученика.

Слайд 10

Задание 1

Группа 1. Для участников мастер – класса. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: тайга.

Тип леса – географическое положение – климат – почвы – растительность – животный мир.


Группа 2. Для участников мастер – класса. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: смешанные леса.


Группа 3. Для участников мастер – класса. Составить по схеме, используя карточки, характеристику типа леса: широколиственные леса.

У: А теперь посмотрим, как вы справились с заданиями.


Слайд 11

Задание 2

Группа 1. Приведите по 3-4 положения значения лесов в природе.

Группа 2. Дополните ответы 1 группы, значение лесов в природе.

Группа 3. Какое значение имеет лес для человека?


Слайд 12

Задание 3

Группа 1. Прочитайте текст - отрывок С. Аксакова «Лес». О какой проблеме лесов здесь говориться? Расскажите о правилах поведения в лесу.

Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним не далеко и до бедности… Я никогда не мог равнодушно видеть  не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.


Группа 2.Прочитайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». О какой проблеме лесов здесь говорится? Расскажите о правилах обращения с огнем в лесу.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.


Группа 3. 3. Прочитайте текст - отрывок В.Астафьева “Белогрудка”.

О какой проблеме лесов здесь говориться? Расскажите о правилах обращения с дикими животными.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. За ней следило несколько человеческих глаз. Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике. Пропали котята, исчезли. Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.



Слайд 13

У: Вернемся к гипотезе исследования, является ли Россия – «лесной державой»? Используйте справочный материал.

Справка о лесах.

  • Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд. м3.

  • Россия крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².

  • Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га

  • Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²

  • Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.


Слайд 14

У: В ходе выполнения исследовательской заданий пришли к выводам:

1. Рассмотрели особенности распространения лесной зоны на территории РФ.

2. Больше всего лесов на европейском Севере и на Дальнем Востоке. Пятая часть лесов относится к особо ценным.

3. Леса имеют огромное значение в природе и для человека.

4. Проблемы лесов возникают по вине человека.

5. Нужно бережно и рационально использовать лесные ресурсы.

6. Россия является «лесной державой».


Накопленный опыт работы, позволил применить навыки учебно-исследовательской деятельности в написании научно-исследовательских работ. При выполнении работы особое значение отвожу региональному компоненту. Решение социально-значимых проблем прослеживаются в выполнении научно – исследовательских работ.

В 2011-2012 учебном году мы достигли высоких результатов. Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне.

Научно – исследовательская работа «Развитие малого бизнеса в Труновском районе Ставропольского края» заняла I место в районном и краевом конкурсе движение «Отечество», I место на научной конференции школьников МАН в секции «Обществознание (Экономика)», II место в соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в секции «Социально-гуманитарные науки».

Разрешите вашему вниманию представить научно-исследовательскую работу 2013 года. Перед вами выступит ученица 10 класса Аветисян Татьяна.

И в заключение выступления, хотелось бы подчеркнуть, что, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.


Спасибо коллеги за поддержку, работу и сотрудничество.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!