Мастер-класс
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цель мастер - класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами проектной деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов проектной деятельности учащихся;
• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим!
- Поговорим?
- О чём?
- О важном и о прочем:
- О том, что хорошо и хорошо не очень
- О чём-то знаете Вы,
- Про что-то нам известно.
- Давайте поговорим,
- Надеемся, будет интересно.
Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём
«Разминка пальчиков».
Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим: Желаю (большой), успеха (указательный ), большого, во всём и везде. Здравствуй ( вся ладонь). Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.
Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта Вы получили массу информации, попробуем на практике применить полученные знания. Одна из форм работы ФГОС– групповая. Распределение на группы учащихся - один из этапов работы. Чтобы у детей не возникло споров можно применить распределение по геометрическим фигурам. Мы предлагаем вам воспользоваться психогеометрическим тестом. При этом тест поможет настроиться на работу.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП И ЗАДАНИЙ.
Психогеометрический тест
Инструкция:
-Пред вами несколько фигур квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Выберите из них ту, которая первой привлекла вас. Какую бы фигуру Вы не выбрали, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.
Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.
Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни.
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность.
Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:
синий — потребность в покое и удовлетворении;
зеленый — в самоутверждении;
красный — в активности и успехе;
желтый — в ожидании и в ориентированном в будущее желании.
А теперь приступим к основной теме нашего мастер-класса.
Исходя из требований ФГОС, развивающая, обучающая и воспитательная система осуществляется за счет комплексного взаимодействия пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, общекультурного, социального. И через все эти направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, прочитав эти слова:
П – проблема, планирование
Р – развитие, рефлексия
О – организованность, опыт, общение
Е – единство, естественность
К – коммуникативность, креативность
Т - творчество, талант
Что же означают эти слова?
-Правильно, - это проект . Сегодня мы и поговорим о проектной деятельности учителя и учащихся.
В России основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода в практику обучения уже начиная с 1905 года. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.
Позволю привести одну цитату, которые иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса.
«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)
Вы уже многое знаете об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо, для чего это ?и т.д.
Так что же такое проект? Из чего он состоит?
ПРОЕКТ- слово иноязычное, происходит от латинского (projectus) « брошенный вперед» .Если объяснить более доступным языком , проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какие виды работ лучше использовать в ходе уроков, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:
Загадайте число.
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.
Ну что, продолжаем работу?
Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправляется на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было странствовать дальше .
Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
3) Какую работу выполняли ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)
6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
Посмотрим, что у нас получилось. Поставим в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
Алгоритм проекта состоит из –6 - П
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
При выборе темы следует соблюдать определённые правила:
-тема должна быть интересна ребенку,
-тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования,
-учитывая интересы детей, надо стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь,
-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,
-тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро,
- тема должна соответствовать возрастным особенностям,
-желание должно сочетаться с возможностями,
-с выбором темы не стоит затягивать.
Ход мастер – класса.
Сейчас я покажу фрагмент занятия «Учусь создавать проекты» На предыдущих занятиях дети учились выделять проблему, определять цель и задачи, выдвигать гипотезы. Дети уже имеют необходимые знания о понятиях и этапах исследования.
Предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздала памятки и листы для фиксации проекта.
I. Подготовительный этап.
1.Актуализация проблемы.
- Послушайте отрывки из произведений и вспомните их название.
(учитель зачитывает отрывки):
А) Ну, Мишка, - говорю,- ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется…. Давай кашу, - говорит Мишка.
(«Мишкина каша»)
Б) Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора»)
В) Нужно было сказать: - Раз, два, три,
Больше не вари! И перестал горшочек варить кашу. («Горшок каши»)
- Что общего в названиях этих произведений?
- Думаю, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
(о каше)
- А вы любите каши?
- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)
2.Определение сферы проекта
- А хотите узнать, из чего варят каши?
- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
3.Выбор темы проекта.
-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?
-Итак, кто объявит тему нашего проекта? Можете представить её в виде пословицы. ( «Каша – пища наша»)
-А какая цель нашего исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)
4.Выработка гипотезы.
-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:
1) Предполагаю, что каши варят из крупы.
2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.
3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)
-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
- Откуда мы будем добывать знания? (Из «Рабочей тетради», Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)
II. Основной этап.
1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.
- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)
2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…
Игра «Угадай»
1) Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (гречка)
На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (Дети находят гречневую крупу среди других круп.)
- Из какого растения получают гречку?
Каша называется -…(записывают в тетради название каши)
- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша? (Гречневая крупа считается царицей среди всех круп по богатству своего состава и необыкновенную питательную ценность. Название дано ей потому, что она была завезена в Россию из Греции. Во многих странах гречиха называется турецким или языческим зерном, черным рисом, сарацинским зерном, оленьей или черной пшеницей, но ценность ее при этом ничуть не умаляется. Французы используют гречку для получения гречишного мёда, который имеет все полезные свойства самой гречки. Другие европейцы кормят ею скот. Широко использовали ее монахи, которые ели и ценили ее при различных заболеваниях и упадке сил для их восстановления, причем, сил моральных и физических. Наши прадеды вообще считали гречневую кашу богатырской, не зря она является обязательным компонентом рациона в армии.)
2) Слушайте вторую загадку.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)
- Ещё её называют овсяные хлопья.
Каша называется -… (овсяная)
А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.
3) Третья загадка…
В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)
- Из пшеницы получают какую крупу? (пшеничную и манную) (дети находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.
4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)
- Как называется растение, из которого её получают? (просо)
А каша? пшённая.
- В ней много белка, она самая питательная.
Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.
- Какие ещё каши вы знаете?
Я попрошу продолжить таблицу дома.
3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?
- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят: «Кашу маслом не испортишь».
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
4. Эксперимент.
- Хотите приготовить вкусную кашу?
Каша у вас уже в «тарелках». Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Приклейте наклейки с добавками или нарисуйте их.
-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.
III. Рефлексия.
К концу подходит наше занятие. Давайте, дети, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?
Невербальные задания.
Склеивание (агглютинация).
Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности.
Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.
Аналогии.
Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах.
На что похожи эти кляксы?
Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.
Акцентирование.
Отметь отличительные черты старинных автомобилей.
Что можно увидеть в круге?
Типизация (внимание).
Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше похожа на настоящую – т.е. более типична?
Этот прием является основным в художественном творчестве.
Вербальные задания.
Сочини про любой предмет сказочную историю.
Придумай сказку с новыми сказочными героями.
Придумай предложения со словами:
вечер; книга; мир;
свет; стол; облака.
Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.)
Придумай свои небылицы.
ПОПС формулу.
П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….потому, что…..
в поддержку вашей позиции)
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - ….поэтому….
к принятию вашей позиции)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!