СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Известные личности Татарстана"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по творчеству М.Джалиля

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Известные личности Татарстана"»

Мастер-класс «Наш земляк- Муса Джалиль»


Цель мастер-класса: научить учеников работать в группах или индивидуально, с наглядным материалом, анализировать теоретический материал, на этапе рефлексии - использовать полученные знания при выполнении интерактивного задания. На моем занятии по предложенным стихотворениям нужно узнать известного поэта, который жил у нас в Татарстане; рассказать о том, кто он и какой вклад внес в развитие республики.


Оборудование:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.

Основные этапы мастер-класса:

 1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Активные методы обучения.

4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

5. Подведение итогов мастер-класса.

6. Рефлексия.

7. Приложение.


I.  Мотивация учения

Прием «Яркое пятно».

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

2. Постановка педагогической проблемы.

1. Участники делятся на 3 группы. Если участников малое количество, то каждый работает индивидуально.

2. На экране предлагаются отрывки из стихотворений о войне . За определенное время участники должны написать на листе бумаги автора стихотворений.

3. Первым отвечает та группа или участник, кто первым определит автора . Очередность ответа остальных групп или участников определяется аналогичным способом. Каждая группа или участник рассказывает о том, кто написал эти стихотворения.


3. Краткий обзор жизнедеятельности предложенной знаменитости.

Каким был поэт? Какой вклад внес в развитие республики? (Работа с воспоминаниями друзей, людей, знавших М.Джалиля).

 Обсуждение прочитанных стихотворений М. Джалиля.  Работа по книге «Красная гвоздика»

4. Практическая работа по стихотворению М. Джалиля о войне

Всем вам розданы известное стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» .

1-й группе предлагается тема « Образ природы в стихотворении»

2-й группе предлагается тема «Образ детей в стихотворении»

3-й группе – предлагается тема «Образ матери в стихотворении»


Оформить свои исследования я вам предлагаю в виде кластера .Круг центральный – тема вашего исследования, вокруг – слова, связанные с этой темой, понятием. Обращаю ваше внимание на то, что записываем только одно-два ключевых слова.

На работу отводится 5 минут. Затем один представитель от группы познакомит всех с результатом вашего исследования текста.


5. Подведение итогов мастер-класса.

Стихотворение «Варварство» написано на тему войны. Оно рассказывает о настоящих событиях, об истинных чувствах детей и матерей. Мы должны помнить об этом. «Страна моя!» - пишет Муса Джалиль . Он призывает Родину бороться против зла и жестокости. Он верил в победу добра, справедливости, правды над варварами. Очень хочется, чтобы мы, все, кто рядом с нами, все, кто разжигает войны, на которой гибнут взрослые, старики и дети, читали эти строки. Читали и поняли М.Джалиля, который и через столько лет просит, кричит: «Люди Земли! Остановите войну!»

В настоящее время на нашей многострадальной земле идут войны. Опять гибнут дети, плачут матери и отцы. Очень хочется , чтобы взрослые прочитали это стихотворение. Должны смеяться дети, должны смеяться дети! И в мирном мире жить! Люди Земли! На минуту встаньте! Остановите войну на всей планете! Прошло столько лет. Как актуально творчество моего земляка, знаменитого поэта Татарстана Мусы Джалиля

6. Рефлексия.

И в заключении я предлагаю вам обобщить то, что вы знали и узнали нового жизни и творчестве нашего земляка М.Джалиля, узнали о том, какой вклад он внес в развитие нашей республики, и представить свои обобщения в виде синквейна, небольшого стихотворения, состоящего из 5-ти строк:

1.Тема (выражена 1-м существительным).

2. Описание темы в 2-х словах (обычно используются прилагательные).

3. Описание действий в рамках данной темы, программы (3 глагола).

4. Слова, предложение, выражающее отношение к теме.

5. Одно слово, синоним, эмоциональное, образное обобщение темы.

(3 минуты)

7. Чтение синквейнов. (3 минуты)

Спасибо за работу!


7. Приложение.


1. Образ природы в стихотворении «Варварство»

Природа в данном стихотворении - действующее лицо. Она рыдает, гудит, плачет.

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Перед нами страшная картина: нескончаемый дождь, порывы ветра, срывающие листву с деревьев, тучное небо, рёв рек и детей. Тут выглянул последний солнечный луч. Он касается лиц «обреченных», прощаясь с ними. Природа не смолкает, в ней столько ярости и злости: осенний лес «обезумел», бушует листва, мгла сгущается, и падает мощный дуб, «издавая вздох тяжелый». Природа не надеется на счастливое завершение этой истории. Природа плачет вместе с детьми и матерями. Природа понимает, что это бесчеловечно. А люди , кучка дикарей , - нет!

2.Образ матери в стихотворении. Мама – особый человек в нашей жизни. Она нас родила для того, чтобы видеть нас счастливыми, успешными людьми. Никакая мама не хочет видеть смерть своих детей. Она всегда защитит нас, мы зовем ее в минуту страха, боли или отчаяния. Мы видим страшную картину. Ребенок, мальчуган больной, прижался к своей матери. Мать прижимает его к себе, успокаивает. Это ее дитя, он дороже всего на свете. «Как не лишится ей рассудка!» Душевная боль и физическая сливаются воедино и поражают мать в самое сердце:

… И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Между ребёнком и матерью существует какая-то невероятная связь, наверное, это и есть одна любовь на двоих. Они находятся вместе последнюю минуту, оба осознают это. Что может быть страшнее ? Мать дарит в последний раз всю ласку , всю любовь своему сыну.

3. Образ детей в стихотворении.

Я, мама, жить хочу.

Не надо, мама!

Пусти меня, пусти!

Чего ты ждешь?

Это кричит, разрывая сердце, тонкий голос. Голос ребенка, обреченного на смерть. Он все понимает. Нежно прижимается к матери, верит, что она его сейчас спасет.