Мастер-класс «Наш земляк- Муса Джалиль»
Цель мастер-класса: научить учеников работать в группах или индивидуально, с наглядным материалом, анализировать теоретический материал, на этапе рефлексии - использовать полученные знания при выполнении интерактивного задания. На моем занятии по предложенным стихотворениям нужно узнать известного поэта, который жил у нас в Татарстане; рассказать о том, кто он и какой вклад внес в развитие республики.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.
Основные этапы мастер-класса:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Активные методы обучения.
4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
5. Подведение итогов мастер-класса.
6. Рефлексия.
7. Приложение.
I. Мотивация учения
Прием «Яркое пятно».
- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.
2. Постановка педагогической проблемы.
1. Участники делятся на 3 группы. Если участников малое количество, то каждый работает индивидуально.
2. На экране предлагаются отрывки из стихотворений о войне . За определенное время участники должны написать на листе бумаги автора стихотворений.
3. Первым отвечает та группа или участник, кто первым определит автора . Очередность ответа остальных групп или участников определяется аналогичным способом. Каждая группа или участник рассказывает о том, кто написал эти стихотворения.
3. Краткий обзор жизнедеятельности предложенной знаменитости.
Каким был поэт? Какой вклад внес в развитие республики? (Работа с воспоминаниями друзей, людей, знавших М.Джалиля).
Обсуждение прочитанных стихотворений М. Джалиля. Работа по книге «Красная гвоздика»
4. Практическая работа по стихотворению М. Джалиля о войне
Всем вам розданы известное стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» .
1-й группе предлагается тема « Образ природы в стихотворении»
2-й группе предлагается тема «Образ детей в стихотворении»
3-й группе – предлагается тема «Образ матери в стихотворении»
Оформить свои исследования я вам предлагаю в виде кластера .Круг центральный – тема вашего исследования, вокруг – слова, связанные с этой темой, понятием. Обращаю ваше внимание на то, что записываем только одно-два ключевых слова.
На работу отводится 5 минут. Затем один представитель от группы познакомит всех с результатом вашего исследования текста.
5. Подведение итогов мастер-класса.
Стихотворение «Варварство» написано на тему войны. Оно рассказывает о настоящих событиях, об истинных чувствах детей и матерей. Мы должны помнить об этом. «Страна моя!» - пишет Муса Джалиль . Он призывает Родину бороться против зла и жестокости. Он верил в победу добра, справедливости, правды над варварами. Очень хочется, чтобы мы, все, кто рядом с нами, все, кто разжигает войны, на которой гибнут взрослые, старики и дети, читали эти строки. Читали и поняли М.Джалиля, который и через столько лет просит, кричит: «Люди Земли! Остановите войну!»
В настоящее время на нашей многострадальной земле идут войны. Опять гибнут дети, плачут матери и отцы. Очень хочется , чтобы взрослые прочитали это стихотворение. Должны смеяться дети, должны смеяться дети! И в мирном мире жить! Люди Земли! На минуту встаньте! Остановите войну на всей планете! Прошло столько лет. Как актуально творчество моего земляка, знаменитого поэта Татарстана Мусы Джалиля
6. Рефлексия.
И в заключении я предлагаю вам обобщить то, что вы знали и узнали нового жизни и творчестве нашего земляка М.Джалиля, узнали о том, какой вклад он внес в развитие нашей республики, и представить свои обобщения в виде синквейна, небольшого стихотворения, состоящего из 5-ти строк:
1.Тема (выражена 1-м существительным).
2. Описание темы в 2-х словах (обычно используются прилагательные).
3. Описание действий в рамках данной темы, программы (3 глагола).
4. Слова, предложение, выражающее отношение к теме.
5. Одно слово, синоним, эмоциональное, образное обобщение темы.
(3 минуты)
7. Чтение синквейнов. (3 минуты)
Спасибо за работу!
7. Приложение.
1. Образ природы в стихотворении «Варварство»
Природа в данном стихотворении - действующее лицо. Она рыдает, гудит, плачет.
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Перед нами страшная картина: нескончаемый дождь, порывы ветра, срывающие листву с деревьев, тучное небо, рёв рек и детей. Тут выглянул последний солнечный луч. Он касается лиц «обреченных», прощаясь с ними. Природа не смолкает, в ней столько ярости и злости: осенний лес «обезумел», бушует листва, мгла сгущается, и падает мощный дуб, «издавая вздох тяжелый». Природа не надеется на счастливое завершение этой истории. Природа плачет вместе с детьми и матерями. Природа понимает, что это бесчеловечно. А люди , кучка дикарей , - нет!
2.Образ матери в стихотворении. Мама – особый человек в нашей жизни. Она нас родила для того, чтобы видеть нас счастливыми, успешными людьми. Никакая мама не хочет видеть смерть своих детей. Она всегда защитит нас, мы зовем ее в минуту страха, боли или отчаяния. Мы видим страшную картину. Ребенок, мальчуган больной, прижался к своей матери. Мать прижимает его к себе, успокаивает. Это ее дитя, он дороже всего на свете. «Как не лишится ей рассудка!» Душевная боль и физическая сливаются воедино и поражают мать в самое сердце:
… И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Между ребёнком и матерью существует какая-то невероятная связь, наверное, это и есть одна любовь на двоих. Они находятся вместе последнюю минуту, оба осознают это. Что может быть страшнее ? Мать дарит в последний раз всю ласку , всю любовь своему сыну.
3. Образ детей в стихотворении.
Я, мама, жить хочу.
Не надо, мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
Это кричит, разрывая сердце, тонкий голос. Голос ребенка, обреченного на смерть. Он все понимает. Нежно прижимается к матери, верит, что она его сейчас спасет.