Тема «К вопросу о готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования»
На третьем месте – методическая готовность
Выход: Восполнение недостатков профессиональных знаний.
Формы методической работы: подбор пособий, методов и игровых обучающих техник, обмен опытом, обобщение опыта, семинары, практикумы, самообразование.
Слайд 2
Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д’Арк.
Только благодаря терпению и умению учительница Хелен Келлер заслужила столь высокую оценку великого писателя.
Слайд 3,4
Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогических
компетенций. Основными компонентами профессиональной компетентности в области инклюзивного образования учащихся с ОВЗ являются:
наличие теоретических знаний и практических умений в области общей и специальной (коррекционной) педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ;
ориентация на индивидуальный подход, нацеленность на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка, в частности владение методами диагностики, позволяющими определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в классе;
владение вариативными образовательными методами и технологиями, в том числе конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения;
осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды; совершенствование практических умений, постоянный профессиональный и личностный рост.
Слайд 5
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя.
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
А сейчас хочу представить вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые использую в своей работе.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого года обучения предусмотрено усвоение ряда слов, правописание которых расходится с произношением и не проверяется правилами орфографии (так называемые слова из словаря). Прочное усвоение их написания достигается путём частого употребления этих слов.
Слайд 6
Начиная работу с 1 класса, я:
* группирую слова по темам, например: «Животные», «Растения», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д.;
* игра «Шифровка»
*соотношу слово с предметной картинкой;
* выделяю в написанном слове «опасные места» другим цветом;
Слайд 7 - 11
Со 2 – 4 класс работа усложняется.
Правильность написания слов в устной форме устанавливается при помощи сигнальных карточек, а также сопровождается устным комментированием, орфографическим произношением.
В письменной проверке использую эти слова:
*для фонетического разбора;
*для составления рифмовок, предложений, словосочетаний;
использую такие приемы:
напиши отгадку на загадку;
*игры: «Слова, которые начинаются на букву…а….б», «Первый слог потерялся», «Цепочка слов»;
решение ребусов, кроссвордов;
Подбор и запись однокоренных слов и синонимов
выборочный диктант, ответы на вопросы;
*допиши предложения;
Слайд 12
«Корректурная проба». Цель: развивать устойчивость, сосредоточенность, объём, переключения и распределения внимания. Ребёнку предлагается работа с таблицей,
Инструкция. По сигналу «Начинай!» зачёркивай все встречающиеся буквы «к» и «р». Через каждую минуту по сигналу «Стоп!» ставь вертикальную черту у буквы, у которой застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.
Слайд 13
«Пары слов». Цель: Развитие памяти.
Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова из каждой пары.
Инструкция. Во время зачитывания первого слова каждой пары старайся запомнить второе. Запиши пары слов, которые запомнил.
Слайд 14
«Исправь ошибки». Цель: развивать уровень устойчивости внимания.
Слайд 15
«Морфологическая шарада». Повторяем состав слова.
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)
Слайд 16
«Слова – перевёртыши»
Цель: развитие произвольности внимания.
Инструкция: перепиши без ошибок зашифрованные слова, в затем расшифруй их.
Ирм, аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, тёломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Слайд 17-18
При прохождении темы «Антонимы, синонимы» выполняли следующие задания:
Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы).
здание боец
торопиться лошадь
смелый раньше
прежде дом
конь спешить
солдат храбрый
Выберите из трех слов два слова-«неприятели» (антонимы).
Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки, день.
В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, основанные на кинезиологии. Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Слайд 19 - 23
«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Фонарики», «Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
Слайд 24
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
(К. Д. Ушинский)
Слайд 25
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 26 Всем известная фраза
Слайд 27
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.
Этапы работы с мнемотаблицами.
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
развитие связной речи.
Слайд 28
Этапы работы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
- Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.
Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)
Слайд 29
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
З.Александрова «Снежок»
(В сокращении)
Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы,
в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики,
сегодня – посмотри:
как розовые яблоки,
на ветках снегири.
Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Ответ: Февраль)
Третья группа – составление мнемотаблицы по рассказу:
«Весна»
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов таят сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Четвертая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме.
(В переводе с французского, синквейн – стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к данной теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)
«Синквейн» (4 группа).
Мнемотехника
Творческая, интересная
Развивает, облегчает, содействует
Система методов и приемов
Память
Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!