Мастер-класс
как форма обобщения опыта педагогов
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» Л. Боровиков
Существует различные формы обобщения педагогического опыта: открытое занятие, публичное выступление, стендовый доклад, публикация, но в последнее время более актуальной стала такая форма как мастер-класс.
Что такое мастер класс?
Какова цель мастер-класса?
В чем заключается методика мастер-класса?
Чем отличается мастер-класс от других форм обобщения опыта?
Каков алгоритм технологии мастер-класса?
По каким критериям можно судить о качестве проведения мастер-класса?
ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?
Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный матер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением музыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь, в отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.
Мастер-класс
- (англ. master искусный специалист, мастер и class курс обучения, класс),
краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете,
драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися масте-рами. Энциклопедический словарь. 2009.
- публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле. Словарь иностранных слов русского языка. 2009
- одна из форм эффективного профессионального, активного обучения.
Г. Русских
- ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.
М.М. Поташник
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы людей, как правило, по предварительной записи (4, 205).
Мастер-класс – это показательный урок (занятие) специалиста для работающих без отрыва от производства (1,17).
Мастер-класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог-мастер передаёт свой опыт слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы (5,88).
Мастер-класс – это демонстрация педагогом-мастером, имеющим высокие достижения в определённой области, уникальных, самобытных, присущим только ему способов и форм взаимодействия с обучающимися (2,227).
! Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путём прямого комментированного показа приёмов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии .
ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ЭТУ ФОРМУ?
Преимущества мастер-класса:
- высокая эффективность,
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков,
- развитие гибкости мышления,
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками (4,205).
КАКОВА ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА?
Цель мастер-класса
! - повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера (1,21).
Задачи мастер-класса:
Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрации.
Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов.
Демонстрация умения педагога проектировать образовательную деятельность обучающихся.
Популяризация инновационных идей, авторских находок.
Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального совершенствования .
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ МАСТЕР-КЛАССА?
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас» .
Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы, под-готовленные Мастером и изученные участниками;
Продолжительность мастер-класса от 2 - 4-х часов до 2-3-х дней.
Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек
При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:
КАК? КОГО? ЧЕМУ УЧИТЬ?
КАК УЧИТЬ? Отвечая на этот вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приёмов работы.
КОГО УЧИТЬ? Отвечая на данный вопрос, мы определяем целевую аудиторию мастер-класса. Более всего мастер-класс будет полезен:
-педагогам, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую программу,
- педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную методику, технологию, приём и т.д.,
- педагогам, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности,
- методистам образовательных организаций (1,18).
ЧЕМУ УЧИТЬ? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, чем можете заинтересовать их, чему вы их научите.
Мастер-класс предполагает:
- описание общего алгоритма работы,
- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности,
- обратную связь для участников
- подготовку портфолио и раскрытие методов его эффективного использования
- ответы педагога-мастера на интересующие вопросы (1,19).
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера.
Практическое освоение участниками важнейших приёмов, техник в рамках транслируемого опыта.
Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
План-конспект мастер-класса может иметь следующую структуру (1,23):
- тема
- цель и задачи мастер-класса
- ожидаемые результаты
- методы и приёмы
- дидактические материалы
- оборудование
- ход мастер-класса
- список литературы
Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса (1,22):
Изложение концептуальных основ собственной системы работы:
- актуальность
-основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности
- новизна
- важнейшие результаты
Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагог-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера
- краткая характеристика обучающихся
- информирование участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
Постановка целей и задач мастер-класса
Активизация деятельности участников мастер-класса
- тренинг, разминка и т.д.
Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов работы педагога-мастера в форме:
- элементов открытого занятия с участием обучающимися
- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса
- индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
Рефлексия:
- самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером
- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию
- общая дискуссия
- заключительное слово педагога-мастера
Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.
Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса?
Эксклюзивность
Прогрессивность
Технологичность
Интерактивность
Мотивированность участников
Проявление творческой активности
Оптимальность
Профессионально-личностные качества педагога-мастера
Условия результативности мастер-класса:
- мотивация осознанной деятельности всех педагогов, принимающих участие в мастер-классе;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;
- готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
- рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
Мастер-класс может проводиться как на уровне образовательной организации, так и на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях. Часто мастер-класс включается в программу конкурсов педагогического мастерства. Он может проводиться как разовое мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединённых одной темой. Участие педагогов в проведении мастер-классов, как правило, учитывается при аттестации.
Список использованной литературы
1. Абдухакимова С.А, Клёнова Н.В. Организация мастер-класса в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010, №1. – С. 17-26.
4. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007. – 256с.
3. Стрельникова Т.Д. Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта// География в школе. – 2010, №5. - С. 51-54.
5. Технология развития методических служб: анализ, планирование, оценка деятельности / авт.-сост. В.В. Пустовалова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 215с.
2. Шакирова М.Г. Мастер-класс - активная форма коллективного творчества педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. - 2009г, №4 - С. 87-94.
Приложение.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА (1,23) |
Изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса: - актуальность -основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности - новизна - важнейшие результаты |
↓ |
Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагог-мастера: - рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера - краткая характеристика обучающихся - информирование участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться |
↓ |
Постановка целей и задач мастер-класса |
↓ |
Активизация деятельности участников мастер-класса - тренинг, разминка и т.д. |
↓ |
Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов работы педагога-мастера в форме: - элементов открытого занятия с участием обучающимися - практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности - ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса - индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости) |
↓ |
Рефлексия: - самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером - вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию - общая дискуссия - заключительное слово педагога-мастера |
↓ |
Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта |
Приложение.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА (5,88) |
1 ШАГ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА Краткое обоснование основных идей технологии Описание достижений, одобренных (обобщённых и рекомендованных к распространению) муниципальной методической службой Аргументация результативности используемой технологии Определение проблем и перспектив дальнейших методических разработок по данной теме |
↓ |
2 ШАГ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ Описание системы занятий в режиме представленной технологии Выделение основных способов работы, которые мастер намерен продемонстрировать «ученикам» |
↓ |
3 ШАГ: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА Проведение занятия с «учениками» с демонстрацией наиболее эффективных способов обучения Выполнение «учениками» одновременно двух ролей: реальных учащихся и экспертов, оценивающих демонстрируемые способы и приёмы обучения, предлагаемые мастером |
↓ |
4 ШАГ: МОДЕЛИРОВАНИЕ Самостоятельная деятельность «учеников» по проектированию варианта (модели) занятия в рамках предложенной мастером технологии (мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу «учеников», управляет ею) Обсуждение авторских моделей учебного занятия |
↓ |
5 ШАГ: РЕФЛЕКСИЯ Обсуждение результатов совместной работы. Результатом могут быть варианты (модели) занятий, подготовленных «учениками» мастера. |
Приложение.
Анкета участника мастер-класса
Название мастер-класса |
Ф.И.О. педагога, ведущего мастер-класс |
Дата |
Место проведения |
Уважаемый коллега! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса. Информация, полученная от Вас будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов. |
1. Какие причины побудили Вас посетить мастер-класс? Желание усовершенствовать собственную методику Стремление познакомиться с педагогом-мастером Желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями Простое любопытство Обязало начальство Другое ___________________________________________________________________________ |
2. Что Вам понравилось? Оригинальная методика Личность педагога Инновационные подходы Отдельные педагогические приёмы Техническое оснащение Структура занятия Организация мастер-класса Атмосфера мастер-класса Другое ___________________________________________________________________________ |
3. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений? Методика Отдельные педагогические приёмы Техническое оснащение Структура занятия Организация мастер-класса Другое ___________________________________________________________________________ |
4. Чем для Вас был полезен мастер-класс? Стала понятна авторская система педагога-мастера Повысилась моя компетентность по ряду аспектов Получил следующие навыки_________________________________________________________ |
5. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой обмена опытом? |
6. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведённого мастер-класса Вы считаете целесообразными? |
7. Что бы Вам хотелось узнать ещё по теме проведённого мастер-класса? |
8. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности? |
9. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса? |
10. В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе: Пол______________________________________________________________________________ Возраст __________________________________________________________________________ Должность _______________________________________________________________________ |
Благодарим Вас за участие в опросе! |
Приложение
Показатель | Открытый урок | Мастер - класс |
Участники | Педагог - ученики | Педагог – ученики Педагог - педагоги |
Цель | Формирование знаний, умений и навыков через решение всех образовательно-воспитательных задач в соответствии с образовательными стандартами | Передача практического опыта и методики преподавания от Мастера к участникам мастер-класса |
Содержание | Строго в соответствии с учебно-тематическим планированием образовательной программы | Практическое представление собственной или заимствованной методики преподавания или технологии изготовления. |
Взаимодействие | Только с учениками | Со всеми участниками |
Анализ, рефлексия, выводы | Различные варианты | Различные варианты |