Мастер- класс «Как хорошо уметь читать!»
-Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать…
-Я рады приветствовать вас на нашем мастер-классе и очень надеюсь , что проведем с вами это время с интересом и пользой!
-Поднимите руку те из вас, кто умеет читать;
- Те из вас, кто является внимательным читателем;
-Сегодня мы вместе рассмотрим приемы и технологии , которые научат наших детей стать внимательными читателями, т.е. научат предугадывать содержание, задавать вопросы автору, видеть не только явную , но и скрытую информацию.
II. Подготовка к работе с текстом.
Вводная часть.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом известного журналиста , писателя и фотокорреспондента Василия Михайловича Пескова. Он много писал о неповторимой и уникальной красоте родной природы, вел телепередачу «В мире животных».
2. Работа с цитатами.
«Олень глядел на меня и не спешил убегать»
- Как вы думаете, почему олень не убегал? \ответы: не мог, не хотел, решил подождать, стало интересно, любопытно \
- Посмотрите, на слайде появился заголовок «Любопытство»
- Совпадают ли наши предположения? \ответы\
III. Чтение текста с остановками.
По ходу чтения мы будем вести диалог с текстом, читать по предложениям ( так называемый прием замедленного чтения). Будем включать творческое воображение- что будет дальше, будем задавать вопросы автору- на эти вопросы можно ответить, читая текст дальше).
Любопытство (« Мощеные реки»)
а) первичное чтение вслух:
Странная была встреча. ( Интересно, почему эта встреча показалась автору именно странной?) Олень глядел на меня и не спешил убегать. Обычно оленя редко увидишь. (Здесь дан ответ на вопрос: олень, вопреки ожиданиям, не убегал. Почему оленя обычно редко увидишь? ). Тысячи лет научили животных: от встречи с человеком ничего хорошего не бывает. Олень, еще не родившись, знает: запахов дыма и человека надо бояться. Такие знания получает в наследство каждое из животных, но только самую малость. Остальное добывай сам. Больше знать будешь – легче выживешь. (Почему же он не убегал? Хотел больше знать? Для него это новое и неизвестное?) Этим и объясняется давно замеченное любопытство зверей. Все новое, непривычное пугает, но и держит зверя на месте. Любопытство! (Ответ на вопрос- почему он не убегал. Хотите знать, что было дальше?). Два сливовых глаза глядели на меня не моргая ( Что значит сливовых? Подберем однокоренное слово «слива», значит, цвета сливы, темно-фиолетовых).Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.( Кстати, какую информацию скрыто нам сообщают «струйки морозного пара»? зима.)
Я почти не дышал, не шевелился. (Почему рассказчик так себя вел? Что заставило его замереть вместе с оленем? олень дикий зверь, человек опасается , ему тоже интересно) Оленю надоела неясность. (Как вы понимаете слово неясность? Что же оно обозначает? Представьте, как будут дальше развиваться события?) Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем бы закончилось единоборство двух пар любопытных глаз (А что значит это слово? Сколько в нем корней? С каким лексическим значением? Какой вывод можно сделать о его значении? бой один на один ), но откуда-то появилась сойка и застрекотала ( Как вы думаете, почему автор обращает внимание на появление сойки и её стрекот?). А это в лесу сигнал: опасность! (Ответ на вопрос). Сигнал сорвал с места пружину из тугих мускулов . ( О чем говорит это сравнение? Готов в любой момент к прыжку). Олень прыгнул в сторону, задел ореховый куст. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям.
Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. (Подумайте, почему сойка так себя ведет?) Лес на два километра вокруг по этому крику знал: что-то случилось. (Ответ на вопрос).
____________________
Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Обычно оленя редко увидишь. Тысячи лет научили животных: от встречи с человеком ничего хорошего не бывает. Олень, еще не родившись, знает: запахов дыма и человека надо бояться. Такие знания получает в наследство каждое из животных, но только самую малость. Остальное добывай сам. Больше знать будешь – легче выживешь. Этим и объясняется давно замеченное любопытство зверей. Все новое, непривычное пугает, но и держит зверя на месте. Любопытство!
…Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. Олень стоял задом, круто повернув голову. Я почти не дышал, не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность! Сигнал сорвал с места пружину из тугих мускулов. Олень прыгнул в сторону, задел ореховый куст. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг по этому крику знал: что-то случилось.
IV. Работа в группах.
- Предлагаем вам поработать в группах. Выберите прием, с которым вы будете работать. Вы получаете карточку с инструктажем- ознакомьтесь с ним и приступайте к работе. Время работы- 5 минут .
1 группа: Вы будете заполнять двойной дневник.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1. Ученики делят тетрадь на две части.
2.В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
При первичном восприятии текста записать личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу.
Фраза(слово), Которая привлекла внимание. | Почему эта фраза (слово) привлекла внимание, какие вызвала чувства |
| |
Ценность этого приёма в том, что читатель занимается исследованием и
своих чувств в момент чтения произведения. Фокусируется эмоциональный
отклик.
2 группа: Создание музейного экспоната.
Технологию «Музей проживания одного произведения», которая заключается в создании некоего предметного выражения событий, обстановки, сюжета прочитанной книги. (Эту технологию разработали Нина Захарова и Татьяна Булавина, учителя русского языка и литературы из г. Свободный Свердловской области.)
Инструкция по созданию музейного экспоната
1. Прочитайте внимательно понравившийся отрывок текста.
2. Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом.
(В музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие
непосредственное отношение к тексту. Экспонатами музея могут быть
работы, выполненные в разных техниках, а также рецензии, письма,
написанные читателем автору или герою прочитанной книги и т.д.)
3. Обозначьте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют
ваш экспонат.
4. Смоделируйте экспонат и сделайте его.
5. Сделайте паспарту к своему экспонату (название экспоната, краткая
информация о нём, цитата из текста, характеризующая экспонат).
Выберите экскурсовода, который в процессе работы будет собирать
информацию и выступит - представит экспонат
3 группа: Написание суждения и умозаключения:
« Сформулируйте и запишите собственное суждение и умозаключение
по прочитанному отрывку текста»
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящих
из утверждений или отрицаний. Мыслить – это значит высказывать
собственное суждение. На основе проведённого исследования текста
надо сделать собственное суждение.
Умозаключение – это высшая форма мышления, которая характеризуется получением нового суждения (заключения, вывода) из тех суждений, которые даны и известны из предыдущего опыта и знаний (посылки)
Пример:
-Студентка консерватории Наталья чудесно играет на фортепиано.
- Елизавета второй год участвует в конкурсах фортепианных ансамблей в дуэте с Натальей.
- Вывод: Елизавета успешно учится в консерватории.
\На работу 5 минут\
4 группа: Алфавит эмоций (общий вывод через внутренние ощущения)
- Просим вас описать и высказать свои эмоции, которые вы испытали после прочтения текста .
А Б В Г Д…
5 группа : Вопросы к тексту ( технология «Кубик Блума»).
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»- Элисон Кинг-англ.актриса
V. Презентация работ.
Представление своих наработок группами .
VI. Итог.
Способность видеть скрытую информацию- давайте учить этому наших детей. И учить наших детей замечать неочевидное. М.Цветаева сказала : « А что есть чтение- как не разгадывание , извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…»
- Благодарю вас, коллеги , за сотрудничество! Творческих вам успехов! И наслаждения от чтения.
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Или "Назовите три признака подобия треугольников", "Что такое определенный интеграл?"
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
Как учить детей вести диалог с автором?
Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.
1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).
3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.