СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Как сделать урок воспитывающим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер - класа познакомить с возможностями использования различных приёмов воспитания на уроке, систематизировать приемы и методы воспитательного воздействия на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Как сделать урок воспитывающим»»

«Как сделать урок воспитывающим»

 Цель: познакомить с возможностями использования различных приёмов воспитания на уроке.

Задачи:

Систематизировать приемы и методы воспитательного воздействия на уроке.

Развивать коммуникативную компетентность педагогов.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Прогнозируемые результаты:

Расширение знаний о возможностях использования различных приёмов воспитания на уроке.

Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных приёмов в образовательном процессе.

Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники школ.

Форма проведения: деловая имитационная игра.

Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, экран.

Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.

Ход мастер-класса:

Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему: «Как сделать урок воспитывающим»

Начнём нашу встречу с приёма «Дерево ожиданий». Я предлагаю вам написать на листочках, которые я вам сейчас раздам, ваши ожидания от нашей встречи и прикрепить на дерево, расположенное на доске.

(Участники пишут ожидания и прикрепляют их к дереву.)

 - Я тоже хочу высказать своё ожидание. Я надеюсь, что мастер-класс будет кому-то полезен, что вы будите активны. 

 - Посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Но до содержимого ещё надо добраться. Но как же всё это упаковали. Посмотрите сколько бумаги. Я думаю, что когда вы что-то заказываете, то картина очень похожая. Мы достаём вещи, которые заказали, но при этом остаётся много ненужного, то, что потом просто выбрасывается. И что происходит, если каждый человек, каждая семья что-то выбрасывает каждый день?

Если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнётся под грудами мусора. И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Откуда берётся и куда девается мусор)

- Мы видим, что воспитательные возможности в этом примере заложены в СОДЕРЖАНИИ урока, они зависят от темы конкретного урока. Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность.

- Также на этом примере видно, что воспитательные возможности обусловлены СПЕЦИФИКОЙ ПРЕДМЕТА. Для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении окружающего мира. Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся. Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой. Просматривая на уроках фрагменты мультфильмов, социальных роликов у ребят формируется правильное поведение, отношение к жизни.

Нравственное воспитание, этическое развитие учащихся, на мой взгляд, происходит на уроках литературного чтения.

Стремлюсь приобщить детей к устному народному творчеству на таких уроках как русский язык, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство и, конечно же, на уроках чтения.

Воспитательная функция устного народного творчества заключается в том, что оно, являясь средством народной педагогики, формирует качества личности. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом.

При работе над произведением я включаю такие вопросы:

1. Простые вопросы: отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию. (Какая...? Найдите и прочитайте строки.)

2.Объясняющие вопросы: обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

3. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

4. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого по-твоему мнению?»

5. Вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время».

Такая классификация вопросов учит школьников ставить себя на место героя рассказа, воспитывать понимание эмоционального смысла рассказа в целом.

Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир.

С целью реализации воспитательного потенциала современного урока важно использование и новых технологий.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, применение на уроках литературного чтения следующих технологий: технологии критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, технологии продуктивного чтения.

Велики возможности урока математики в решении воспитательных задач. Текстовые задачи на уроках математики выполняют важную роль. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Например,   Задачи о труде людей, решая которые создаётся основа для психологической подготовки к труду, также учащиеся знакомятся со многими профессиями. В уроки необходимо включать задачи экологического содержания, которые позволяют воспитывать бережное отношение к природе.

Одной из важнейших задач уроков русского языка является воспитание любви к родному языку, к природе, к Родине.

На уроках русского языка часто применяю пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации.

Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения. В учебнике представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые способствуют развитию прекрасного в душе ребенка.

На уроках ИЗО и технологии также происходит воспитание в области сохранения и укрепления здоровья, воспитание трудолюбия, добросовестности, аккуратности и т.д.

Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы

Воспитывающими наши уроки становятся тогда, когда они побуждают школьников задуматься. О нравственных вопросах, жизненных проблемах…

- Воспитание, как и обучение, невозможно без мотивации. 

- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?

Сергей Галицкий

Общественный деятель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит». Президент и владелец футбольного клуба «Краснодар».

Илья Попов

Продюсер, является одним из основателей и председателем совета директоров группы компаний «Рики», соавтором идеи сериала «Смешарики» и президентом Ассоциации Анимационного Кино России.

- Чего добились эти люди в своей сфере деятельности и как это можно назвать одним словом?

- Можно ли сказать, что это успешные люди? Почему?

- Что такое успех? Давайте посмотрим определение в словаре.

 УСПЕХ 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учёбе. (Словарь С.И.Ожегова)

Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?

Практическая часть. Создание и защита проектов «Успешный ученик» (Работа в группах)

Задание для групп:

- Я предлагаю вам создать и защитить проект «Успешный ученик». Перед вами схематично изображён человек.

- Вы можете оживить человека, например, дать имя, дополнить портрет деталями. Определите, какой он будет. Для этого выберите из предлагаемого списка 5 самых значимых, по вашему мнению, качеств, присущих успешному ученику. Список качеств, несомненно, можно продолжить, вы можете добавить свои варианты. На выполнение задания 5 минут.

  • Чувство товарищества,

  • Способность к творчеству,

  • Любознательность,

  • Порядочность,

  • Честность,

  • Доброта,

  • Независимость,

  • Интеллектуальная развитость,

  • Послушание,

  • Предприимчивость,

  • Открытость,

  • Целеустремлённость,

  • Уравновешенность,

  • Организованность,

  • Чувство юмора,

  • Эмоциональность,

  • Искренность,

  • Способность адаптироваться,

  • Воспитанность,

  • Терпение

  • Настойчивость.

  • Энергичность

  • Активность

  • Аккуратность

  • Работоспособность

  • Креативность

  • Самодисциплина

  • Оптимизм

  • Саморазвитие

  • Коммуникабельность

Проверка работы групп

Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что получилось.

Каждая группа защищает свой проект.

- Есть ли качества, которые совпали у групп? ( Судя по мнению групп, чтобы быть успешным, надо обладать, например, трудолюбием)

- Считаете ли вы себя успешным человеком? Какое качество, по вашему мнению, у вас наиболее сильно развито, а над каким нужно ещё поработать?

- Не откладывайте в «долгий ящик» работу над этими качествами, как сказал Джимми Дин: «Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:
Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?»

Предлагаю высказывания известных людей о воспитании с пропущенным словом или словами. Ваша задача – подобрать подходящее по смыслу слово и вписать в высказывание.

«Воспитание нужно начинать с ________________» Н.И.Пирогов

« Только _______________ _______________ воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом» А.С. Макаренко

« Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в ________________» Ж.Ж.Руссо

(Обсуждение, высказывания групп)

- Посмотрим, что же на самом деле сказали авторы этих высказываний:

«Воспитание нужно начинать с КОЛЫБЕЛИ» Н.И.Пирогов

« Только ЖИВОЙ ПРИМЕР воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом» А.С. Макаренко

« Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в УПРАЖНЕНИЯХ» Ж.Ж.Руссо

(Даже если слова не совпали – главное, мы правильно понимаем их смысл)

Делаем урок интнресным:

  1. Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них.

  2. Стараемся использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр.

  3. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов.

  4. Чаще обращаемся во время урока к личному опыту своих учеников.

  5. Время от времени (и как бы между делом) стараемся акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика.

Зачем это нужно учителю?

  • Если ребёнок увлечён учебным предметом, если он с удовольствием ходит на уроки, вовлечён в деятельность, то учитель становится ЗНАЧИМЫМ для ребёнка.

  • А такому учителю легче влиять на своих воспитанников.

- Закончить мне хочется словами Марии Монтессори «Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребёнка, то у Вас просто не получиться сделать это плохо». Дерзайте, ищите новые ( или хорошо забытые старые) приёмы, методы и формы работы по воспитанию детей.

Рефлексия

Вернёмся к нашему «Дереву ожиданий». Моё ожидание, что вы будете активны, подтвердилось, а насколько мастер – класс был полезен, судить вам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!