-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
-Посмотрите, я пришла к вам сегодня с разными сумками. Здесь у меня рюкзак, сумка спортивная, дамская сумочка и кейс. Скажите, какой из этих предметов упоминается в педагогике последние годы? (варианты ответов)
Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –
«Кейс технология». –Что же это такое?
Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем,задач-ситуаций (кейсов).
Само название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
Главное её предназначение:
- развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
Возможности кейс – технологии в обучении.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Цели кейс-метода:
отработка умений работы с информацией
активизация познавательной деятельности
повышение мотивации к учебному процессу
умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека,реально принимающего решения,учиться на ошибках других.
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
Суть метода в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для её решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчёты и пр.)
Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:
Метод инцидента;
Метод ситуационно-ролевых игр;
Метод разбора деловой корреспонденции;
Игровое проектирование;
Метод дискуссии.
Кейс-стади.
Познакомимся более подробнее с методами кейс-технологий.
1.Метод инцидентов.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.
В центре внимания находится процесс получения информации.
Отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
В чем заключается проблема?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Вывод:Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
2.Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
ситуация : «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Вывод:Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
3. Игровое программирование.
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
-Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Ситуационно-ролевая игра.
Игра «Планета друзей»
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
Составить правила совместного проживания на планете.
Описать, какие события происходят на планете.
4.Метод дискуссии.
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»
• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая
позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов
• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел
новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».
• Задания, которые приведут к результату (продукту):
Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?
принцип гуманного подхода в воспитании. Этот принцип выражается в постоянной любви к ребенку, уважении, заботе о человеке, разумной требовательности к нему.
принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
принцип воспитательной целеустремленности. Данный принцип обязывает всю работу строить с установкой на достижение именно воспитательного эффекта, выраженного во вкладе в воспитанность, в формирование ценностей, ориентаций и убеждений. Важно стремиться в воспитании к максимально полному достижению целей, принимать все меры к этому;
принцип цивилизованности, духовности, связи с жизнью и деятельностью. Данный принцип предписывает при любом воспитательном моменте задавать себе вопрос «Чему воспитывать?», при этом помнить, что главное заключается в возвышении, а не подавлении человека, содействии его подъему на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, духовности, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группировки, не сиюминутным интересам. Необходимо дать возможность человеку почувствовать то, что он достоин уважения, он является нравственной личностью, гражданином мира. Роль воспитания заключается в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека стать человеком с определенным набором качеств и ценностей.
Неблагоприятный вариант: при активном НЕсодействии классного руководителя и других педагогов по интеграции Алана в классный коллектив ребенок замыкается в себе. Находится в стрессовом, подавленном состоянии. Отбывает пребывание в школе как каторгу. Может начать пропускать уроки без уважительной причины.
2. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, и исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.
• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?
Просматривая многочисленные статьи в Интернете по данной проблематике, я увидела ряд повторяющихся рекомендаций:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.
2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.
3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.
Кейс-стади.
Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Вывод
Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?
В ходе нашей коллективной работы я предложила вам несколько вариантов, вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила брошюры. В нём содержится вся теоретическая информация.
Пословица:Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.