СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Кейсовые технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –

«Кейс технология». –Что же это такое?

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Кейсовые технологии"»



-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

-Посмотрите, я пришла к вам сегодня с разными сумками. Здесь у меня рюкзак, сумка спортивная, дамская сумочка и кейс. Скажите, какой из этих предметов упоминается в педагогике последние годы? (варианты ответов)

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –

«Кейс технология». –Что же это такое?

Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем,задач-ситуаций (кейсов).

Само название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

Главное её предназначение:

 - развивать способность разрабатывать проблемы     и находить их решение (при  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество  учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в  обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода:

 отработка умений работы с информацией

 активизация познавательной деятельности

 повышение мотивации к учебному процессу

 умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

 приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

 выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от  цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека,реально принимающего решения,учиться на ошибках других.

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Суть метода в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для её решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчёты и пр.)


Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:

  • Метод инцидента;

  • Метод ситуационно-ролевых игр;

  • Метод разбора деловой корреспонденции;

  • Игровое проектирование;

  • Метод дискуссии.

  • Кейс-стади.

Познакомимся более подробнее с методами кейс-технологий.

1.Метод инцидентов.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?

- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!

- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?

- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.


  • В чем заключается проблема?

  • Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Вывод:Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

  • Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

  • Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

2.Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

  • Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

  • Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.


ситуация : «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

  • Какое право нарушено?

  • Кем нарушено?

  • На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

  • Что нужно сделать для его восстановления?

  • Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Вывод:Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

3. Игровое программирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

-Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.



Ситуационно-ролевая игра.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

  • Составить правила совместного проживания на планете.

  • Описать, какие события происходят на планете.



4.Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.



Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»

• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая

позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов

• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел

новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».

• Задания, которые приведут к результату (продукту):

  1. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?

  2. принцип гуманного подхода в воспитании. Этот принцип выражается в постоянной любви к ребенку, уважении, заботе о человеке, разумной требовательности к нему.

  3. принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.

  4. принцип воспитательной целеустремленности. Данный принцип обязывает всю работу строить с установкой на достижение именно воспитательного эффекта, выраженного во вкладе в воспитанность, в формирование ценностей, ориентаций и убеждений. Важно стремиться в воспитании к максимально полному достижению целей, принимать все меры к этому;

  5. принцип цивилизованности, духовности, связи с жизнью и деятельностью. Данный принцип предписывает при любом воспитательном моменте задавать себе вопрос «Чему воспитывать?», при этом помнить, что главное заключается в возвышении, а не подавлении человека, содействии его подъему на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, духовности, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группировки, не сиюминутным интересам. Необходимо дать возможность человеку почувствовать то, что он достоин уважения, он является нравственной личностью, гражданином мира. Роль воспитания заключается в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека стать человеком с определенным набором качеств и ценностей. 

Неблагоприятный вариант: при активном НЕсодействии классного руководителя и других педагогов по интеграции Алана в классный коллектив ребенок замыкается в себе. Находится в стрессовом, подавленном состоянии. Отбывает пребывание в школе как каторгу. Может начать пропускать уроки без уважительной причины.

2. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, и исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.

• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

Просматривая многочисленные статьи в Интернете по данной проблематике, я увидела ряд повторяющихся рекомендаций:

1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.

2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.

3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.



Кейс-стади.

Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.



Вывод

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?

В ходе нашей коллективной работы я предложила вам несколько вариантов, вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила брошюры. В нём содержится вся теоретическая информация.

Пословица:Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.