СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс " Химические опыты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке вы найдете множество очень интересных опытом по химии.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс " Химические опыты"»


Мастер - класс «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Добрый день, уважаемые гости!

Мы приветствуем Вас в стенах нашего колледжа и хотим показать Вашему вниманию, как интересно проходят у нас уроки химии. На занятиях мы не только решаем химические задачи, пишем уравнения но и проводим интересные опыты и делаем интересные проекты. Наши студенты побеждают и занимают призовые места на зональных и областных конкурсах.

 Ваша задача сегодня – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить, а если Вам будет интересно, мы приглашаем Вас к нам в Кулебакский металлургический колледж, поверьте нам, здесь очень интересно.

И так, мы начинаем!

Опыт № 1“Вулкан”.

Высыпаем на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Ведущий:

- Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. «Дым без огня»

Берем две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

Ведущий:

- А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3 “Стреляющая бумага”.

На листе фанеры листочки бумаги . При прикосновении к каждому листочку стеклянной палочкой раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.

Ведущий:

- У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Как очистить сырое яйцо от скорлупы

Участник помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ведущий:

- Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 5. Горение сахара без пламени

Участник высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Ведущий:

- Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Ведущий:

- Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 6. Получение огня

Участник насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

- Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт 7. «Волшебная палочка»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота H2SO4 (конц.), спирт или бензин. Посуда, оборудование, материалы: Фарфоровая ступка, фарфоровый тигель, стеклянная палочка, спиртовка, вата, большой кристаллизатор с водой. Измельчают в ступке перманганат калия в тонкий порошок и помещают один микрошпатель его в фарфоровый тигель. Добавляют в тигель одну каплю концентрированной серной кислоты и размешивают стеклянной палочкой. Этой стеклянной палочкой, смоченной в смеси, прикасаются к фитилю спиртовки или к кусочку ваты, смоченной бензином и ле- жащей на асбестовой сетке.

На глазах у зрителей произойдет воспламенение. Внимание! Большее количество смеси перманганата с серной кислотой крайне взрывоопасно! После окончания опыта тигель со смесью осторожно погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. При взаимодействии перманганата калия с серной ки- слотой образуется оксид марганца (VII): 2KMnO4 + H2SO4 → K2SO4 + Н2О + Мn2О7 Он обладает очень сильным окислительным действием и крайне неустойчив. Разлагается при ударе или сотрясении со взрывом: Мn2О7 → Мn2О3 + 2O2↑

Опыт 8. «Огнедышащий дракон»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота H2SO4 (конц.), ацетон. Посуда, оборудование, материалы: Стеклянная трубка, корковая пробка, вата, тигель. Для опыта нужна толстостенная стеклянная трубка (d = 1,5 см, длиной 36 см), изогнутая ближе к одному концу. Внутрь трубки плотно до середины вставляют корковую пробку со сквозным отверстием (около 0,5 см в диаметре). За 1 – 2 мин до демонстрации опыта в фарфоровый тигель насыпают немного перманганата калия и добавляют несколько капель концентрированной серной кислоты. Один конец трубки опускают в приготовленную смесь и слегка вращают так, чтобы на краю стекла 8 образовалось колечко из оксида марганца около 2 мм шириной. Держа трубку смоченным концом вперед вверх, с другого конца вставляют в нее (неплотно) кусок ва- ты, смоченной ацетоном, и проталкивают вату внутрь трубки. Конец трубки (со стороны ваты) берут в рот и направляют ее вперед вверх, при этом сильно дуют. Из противоположного конца трубки вырывается громадное пламя. Внимание! Стеклянная трубка должна быть достаточно длинной, что- бы экспериментатор не обжегся. После опыта конец трубки и тигель со смесью погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. Такое же, как в опыте 1 «Волшебная палочка».

Опыт 9. «Фейерверк на столе»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), древесный уголь, железо Fe (порошок), восстановленное водородом. Посуда, оборудование, материалы: Железный тигель, штатив с кольцом, керамический треугольник, чашка с пес- ком, горелка, спички, железный лист, ступка. Внимание! Иметь наготове противопожарные средства: воду, песок. Хорошо измельчают в ступках по- рознь древесный уголь, перманганат ка- лия, порошкообразное железо. Помещают в железный тигель по одному микро- шпателю каждого из веществ и смешивают их в нем стеклянной палочкой. На кольцо штатива кладут керамический треугольник и ставят штатив на железный лист. После этого нагревают тигель, пока из него не начнут вылетать искры. Объяснение процесса. Перманганат калия – сильный окислитель. При нагревании он разлагается с выделением кислорода: 2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2 Железо и уголь – восстановители. Они сгорают при накаливании в кислороде:

3Fe + 2О2 → Fe3O4 С + О2 → СО

Опыт 10 «Горение восстановленного железа»

Реактивы: Порошок железа. Посуда, оборудование, материалы: 9 Спиртовка, ложечка для нагревания веществ, спички. Порошок восстановленного железа всыпают в пламя горящей спиртовки. Возникает сноп красивых искр. Объяснение процесса. Железо сгорает при накаливании в кислороде с образованием искр.

Опыт 11. «Самовоспламеняющаяся жидкость» Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:

14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт 12. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота H2SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 13. «Самовоспламеняющаяся жидкость»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (су- хой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помеща- ют 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а за- тем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется: 14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт14. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота H2SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 15. «Огненный дождь»

Реактивы: Оксид хрома (III), гидрат аммиака (25 %-ный раствор). Посуда, оборудование и материалы: Колба (250 мл), ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, электрическая плитка, стеклянная пластина. В колбу налить 25 %-ного раствора гидрата аммиака, смочить стенки. Избыток раствора слить и за- крыть колбу стеклянной пластиной. Поставить колбу на плитку для более интенсивного образования паров аммиака. В ложечке для сжигания веществ накалить оксид хрома (III) в пламени спиртовки. Открыть колбу с аммиаком, внести нагретый оксид хрома (III), сбросить его с ложечки. Наблюдается сноп искр – огненный дождь. Объяснение процесса: Аммиак подвергается каталитическому окислению с образованием воды и бесцветного газа азота: 4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2O

Опыт 16. «Несгораемая нитка»

Реактивы: Хлорид натрия NaСl (насыщенный раствор). Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан, штатив с лапкой, нитка, карандаш, спички. Суровую нитку пропитывают насыщенным при комнатной температуре раствором поваренной соли и высушивают, а затем ее вновь опускают в насыщенный раствор поваренной соли, и операцию пропитки повторяют 2 – 3 раза. Нитку окончательно хорошо высушивают и подвешивают на ней к лапке штатива карандаш, гайку или близкий по массе предмет. Спичкой поджигают нитку снизу. После того как огонь погаснет, подвешенный предмет не падает. Объяснение процесса. При горении кристаллики поваренной соли спекаются; в результате образуется новая, «несгораемая» нить. Пропитка тканей растворами различных неорганических солей повышает их устойчивость к огню, и поэтому такая пропитка широко используется для повышения огнестойкости горючих материалов

Опыт 17. «Несгораемая бумага»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Газетная бумага, химический стакан, спиртовка, спички. Приготавливают насыщенный раствор калийной селитры KNO3, опускают в него на 5 – 7 мин лист газетной бумаги. По истечении указанного времени его вынимают из раствора и сушат. Затем вносят в пламя горелки: бумага не горит, а тлеет. Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия образуется нитрит калия KNO2 и кислород: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия

Опыт 18. «Несгораемый платок»

Реактивы: Ацетон, вода. Посуда, оборудование, материалы: Носовой платок, 2 фарфоровые чашки, спиртовка, спички, тигельные щипцы. Целый хлопчатобумажный платок (удобно использовать мужской носовой платок) смачивают водой, воду слег- ка отжимают. Платок демонстрируют зрителям, а затем кладут его на металлический поддон и осторожно смачивают ацетоном или диэтиловым (медицинским) эфиром. Склянки с ацетоном или эфиром немедленно убирают. Не теряя времени, спичкой или лучиной поджигают платок на поддоне. Держа горящий платок щипцами, показывают его студентам. После того как пла- мя погаснет (до этого момента трогать платок руками нельзя), совершенно целый платок демонстрируют зрителям. Влажная ткань не загорается.

Опыт 19. «Огонь-художник»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Деревянная палочка или кисточка, лист плотной бумаги, кнопки, тлеющая лучина. При нагревании нитраты щелочных металлов выделяют кислород. На этом свойстве нитрата калия основан следующий занимательный опыт с «бегущим» огнем. Готовят 20 – 30 мл насыщенного раствора нитрата калия (нитрат натрия гигроскопичен и по- этому использовать его не рекомендуется). С помощью заточенной деревянной палочки или тонкой кисточки этим раствором делают 19 на листе плотной бумаги какой-либо рисунок (ширина линий рисунка может составлять до 5 мм). На рисунке не должно быть пересекающихся линий. Сделанный рисунок тщательно высушивают (на батарее центрального отопления, над лампой и т. д.). ленно движется хорош При демонстрации опыта приготовленный заранее рисунок укрепляют в вертикальном положении. К началу каждой линии рисунка прикасаются тлеющей лучиной. По тем местам бумаги, где был нанесен раствор селитры, мед о видный в темноте огонек, и рисунок как бы «проявляется». Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия KNO3 происходит реакция: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает тем местам, где был нанесен раствор селитры

Опыт 20. «Мешочек с деньгами не горит» Посуда, оборудование, материалы: Пятикопеечные монеты (или кусочек меди), батистовый мешочек, спиртовка. 5 – 10 штук пятикопеечных монет (можно взять кусочек меди) помещают в батистовый мешочек и нагревают его на пламени спиртовки. Мешочек с деньгами не горит. Объяснение процесса. Тепло от пламени спиртовки сразу передается меди (медь – хороший проводник тепла), и ткань не успевает загореться.

Опыт № 21. Получение огня

Участник насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

Ведущий:

- А теперь удивительные огни!

Опыт № 22. Разноцветные огни

Участник помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Ведущий:

- Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Ведущий:

- Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 23. Горящее письмо

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок КМК).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Опыт №24 Фейерверк в цилиндре

Фейерверк в цилиндре стеклянный цилиндр объемом 100-200 мл наливают 50-100 мл концентрированной серной кислоты, затем по стенке сосуда, стараясь не допустить смешивания, медленно приливают 30-60 мл этанола (можно использовать денатурат). Если теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата калия, то на границе между слоем серной кислотой и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка

Опыт № 25 Фараоновы змеи

На кирпиче установи тарелку, на которую конусом насыпь песок, пропитанный денатуратом. В верхней части конуса сделай пробиркой углубление, в которое всыпь смесь: 2 г бикарбоната натрия и 13 г сахарной пудры, предварительно хорошо растертой в фарфоровой ступке. Спирт подожги, и через некоторое время из конуса начнет выползать черная "змея", которая вспучивается углекислым газом, образованным при разложении бикарбоната натрия, и выталкивается парами воды и углекислого газа. Тело "змеи" непрочно - прикоснись к нему, и "змея" рассыплется. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается "змея".

"Фараоновы змеи" можно приготовить и по другим рецептам:

а) 1. Бихромат калия - 5 г
2. Калийная селитра - 2,5 г
3. Сахарный песок - 7 г

б) 1. Размельченный древесный уголь - 1,2 г
2. Сахарный песок или пудра - 8 г
3. Аммиачная селитра - 4,5 г

Опыт № 26 . Кровавый опыт

Для получения крови будем использовать реакцию между роданидом и солью железа(III), например: 2FeCl3 + 6KSCN = Fe[Fe(SCN)6] + 6KCl.

Обычно для реакции используют роданид калия или аммония и хлорид железа(III). В ходе ее протекания образуется кроваво-красный автокомплексный роданид.

Для опыта необходимо взять стаканы с растворами роданида калия (аммония) и хлорида железа(III), а также две стеклянные палочки с намотанной на них ватой. Подготовьте пластмассовый или стальной нож. Он должен быть затупленным, иначе опыт может стать действительно кровавым.

Ладонь протрите раствором соли железа (зрителям можно сообщить, что это дезинфекция раствором йода.  Нож смочите раствором роданида (зрителей можно снова обмануть сказать, что это спирт). Далее начинайте себя резать ножом. Появляется кровь.

Упрощенно: Fe(SCN)3 + 3NaF = FeF3 + 3NaSCN.

 Фторидный комплекс железа(III) бесцветный. Поэтому, если протереть рану ватой, смоченной в растворе фторида натрия, роданидный комплекс разрушается, и образуется более устойчивый комплекс [FeF6]3 . Кровь исчезает. Зрителям показывают, что на ладони раны нет.

 

Опыт 27. Ампициллиновый хамелеон

Возьмите таблетку ампициллина и измельчите ее. Поместите порошок в пробирку, прилейте к нему 5 мл дистиллированной воды и закройте пробкой. Полученную смесь встряхивайте в течение 1-2 мин, а затем профильтруйте.

В пробирку налейте 1 мл полученного раствора ампициллина и столько же 5-10 % раствора NaOH. В полученную смесь добавьте 2-3 капли 10 % раствора CuSO4. Встряхните пробирку. Появляется фиолетовое окрашивание, характерное для биуретовой реакции. Постепенно окраска изменяется на бурую.

 Опыт 28.Опыты с бриллиантовым зеленым (зеленкой) Внимание! Чтобы не испачкаться, опыты с "зеленкой" лучше проводить в защитных перчатках! В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и столько же 2-5 % раствора HCl. Окраска раствора изменится на оранжевую.

В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и по каплям 5-10 % раствор NaOH. Образуется бледно-зеленый осадок основания бриллиантового зеленого.



Опыт 29. Качественная реакция борную кислотуВ фарфоровую чашку налейте 2 мл этилового спирта. Добавьте в чашку немного кристаллической борной кислоты и 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Подожгите спирт. Во время опыта соблюдайте осторожность! Пламя приобретет зеленоватый оттенок. Борная кислота дает со спиртом сложный эфир. При его сгорании образуется оксид бора, который и окрашивает пламя. 3С2Н5ОН + Н3ВО3 =(С2Н5О)3В + 3Н2О

2(С2Н5О)3В + 18О2 =В2О+ 12СО2 + 15Н2О

Опыт 30. Синие растворы В пробирку налейте 5-10 % раствор сульфата меди(II). Прилейте к нему несколько капель концентрированного раствора аммиака. Выпадает студенистый осадок гидроксида меди(II):СuSO4 + 2NH3H2O = Cu(OH)2 + (NH4)2SO4. Продолжайте добавлять в пробирку раствор аммиака. При этом осадок постепенно растворится, а раствор приобретет красивый насыщенный синий цвет. Это образовался комплексный ион [Сu(NH3)4]2+:Cu(OH)2 + 4NH3 = [Сu(NH3)4](OH)2

Опыт 31. «Волшебные палочки»

Реактивы: Растворы лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина, соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH. Посуда, оборудование, материалы: Химические стаканы (5 шт.), стеклянные трубки (2 шт.). Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранже- вого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стака- нах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять рез- ко изменится. Объяснение процесса. Растворы индикаторов меняют окраску в зависимости от среды раствора. Лакмус краснеет в кислой среде и синеет в щелочной среде. Метиловый оранжевый приобретает красную окраску в кислой среде, оранжево- желтую – в щелочной среде. Для фенолфталеина малиновая окраска характерна в щелочной . «Растворимость стекла в воде» среде, в кислой среде он бесцветен

Опыт 32. «Искрящиеся кристаллы»

Реактивы: Сульфат калия K2 4 SO , кристаллогидрат Na2SO4 . 10H2O, горячая кипяченая во- да. Посуда, оборудование, материалы: стакан, стеклянная палочка. Попробуйте смешать 108 г сульфата калия, 100 г кристаллогидрата сульфата натрия Na2SO4 . 10H2O (глауберовой соли) и добавить порциями при помешивании немного горячей кипяченой воды, пока все кристаллы не растворятся. Раствор оставьте в темноте для охлаждения и кристаллизации двойной соли. Как только начнут выделяться кристаллы, раствор будет искриться: при 60 0 С слабо, а по мере охлаждения все сильнее и сильнее. Когда кристаллов выпадет много, вы увидите целый сноп искр. Если провести по выделившимся кристаллам на дне сосуда стеклянной палочкой, то снова появятся искры. Объяснение процесса. Свечение и искрообразование вызваны тем, что при кристаллизации двойной соли состава Na2SO4 2O выделяется много . 2K2SO4 . 10H энергии, почти полностью превращающейся в световую.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!