СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "химический эксперимент"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработано в рамках участия в муниципальном этапе канкурса учитель года

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "химический эксперимент"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Ессентуки Ставропольского края










Мастер-класс

в рамках муниципального конкурса

«Учитель года»









Тема:

«Химический эксперимент как средство повышения мотивации к изучению химии»




Подготовила:

Папуша Светлана Федоровна

учитель химии и биологии











2023 год

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и  не принимаясь за химические операции.

М. В. Ломоносов

Добрый день, уважаемые коллеги, гости нашего мастер-класса.

Сегодня я приглашаю Вас посетить чудесную страну Химию. Почему чудесную? Да потому, что химия – это наука о веществах и их превращениях!

Век, в котором мы живем, называют “веком химии”. Современная химия очень тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства. Медицина, парфюмерия, металлургическая и топливная промышленность – это лишь малая часть отраслей, которые просто не смогут существовать без развития химии.

Федеральный государственный образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывала у учащихся помимо интереса большие трудности при её изучении. Так и я, приступив к работе, столкнулась со следующими трудностями у учащихся при изучении предмета:

– большой объём теоретического материала;

– сложный для понимания учащихся язык изложения учебного пособия;

– недостаточная сформированность общеучебных умений и как следствие – развитие таких черт личности как невнимательность, неусидчивость, отсутствие мотивации изучать химию.

Для меня, как и для многих других учителей сегодня актуален вопрос: «Как эффективно учить школьников?»

Химия была и остается наукой экспериментальной и овладеть химическими знаниями даже в самом минимальном объёме невозможно без выполнения некоторого минимума практических работ. Только через эксперимент можно сформировать у школьников универсальные учебные действия личностного, учебно-познавательного, коммуникативного и регуляторного характера.

Итак, тема моего выступления «Химический эксперимент как средство повышения мотивации к изучению химии».

Современный урок химии невозможно представить без химического эксперимента, который способствует развитию:

  • самостоятельности,

  • повышает интерес к химии,

  • развивает мышление,

  • умственную активность учащихся.

Основными видами учебного химического эксперимента являются.

  1. Демонстрационный эксперимент

  2. Лабораторные опыты

  3. Практические работы

  4. Домашний эксперимент.

  5. Виртуальный эксперимент.

Итак, давайте рассмотрим на практике некоторые виды эксперимента. Перед этим повторим технику безопасности.

Представим себя в роли учащихся 8 класса и разберем признаки химических явлений.

Опыт №1.

В химический стакан №1 добавьте 1 мл  раствора лимонной кислоты.

(раствор пищевой соды)

Что наблюдаете? Назовите первый признак химических реакций.

Опыт №2.

В химический стакан №2 добавьте 1  мл лимонной кислоты.

(раствор чая)

Что наблюдаете? Назовите второй  признак химических реакций.

Опыт №3.

В химический стакан №3 добавьте 1-2  мл раствора лимонной кислоты.

(молдоко)

Что наблюдаете? Назовите третий  признак химических реакций.

Итак, мы с Вами наглядно увидели 3 основных признака протекания химических реакций.

Переходим к демонстрационному эксперименту – занимательные опыты по химии. Они яркие и интересные, всегда вызывают интерес к предмету на начальных этапах изучения химии.

1. “Стреляющая бумага”.

На листе фанеры листочки бумаги. При прикосновении к каждому листочку стеклянной палочкой раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

2. «Самовоспламеняющаяся жидкость» Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), глицерин. Посуда, оборудование, материалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина.

3. «Несгораемая нитка»

Реактивы: Хлорид натрия NaСl (насыщенный раствор). Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан, штатив с лапкой, нитка, карандаш, спички. Суровую нитку пропитывают насыщенным при комнатной температуре раствором поваренной соли и высушивают, а затем ее вновь опускают в насыщенный раствор поваренной соли, и операцию пропитки повторяют 2 – 3 раза. Нитку окончательно хорошо высушивают и подвешивают на ней к лапке штатива карандаш, гайку или близкий по массе предмет. Спичкой поджигают нитку снизу. После того как огонь погаснет, подвешенный предмет не падает. Объяснение процесса. При горении кристаллики поваренной соли спекаются; в результате образуется новая, «несгораемая» нить. Пропитка тканей растворами различных неорганических солей повышает их устойчивость к огню, и поэтому такая пропитка широко используется для повышения огнестойкости горючих материалов

«Химия вокруг нас!» — и нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Подтверждение этому можно найти и в истории химии. Многие прославленные российские ученые: А.М.Бутлеров, Н.С.Курнаков, Н.Н.Семенов – источником своего интереса к химии считали именно домашние эксперименты. Представим себя дома и приготовим из доступных химических веществ увлажняющий крем для рук.

Приготовление увлажняющего крема для рук

(5 столовых ложек глицерина, 4 чайные ложки лимонного сока, 3 чайные ложки крахмала)

В моей работе химический эксперимент играет очень важную роль и ему отведена значительная часть времени в учебном процессе. Какие же результаты я получила в своей работе?

1. Химию как предмет учащиеся выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации и показывают 100% качество знаний.

2. Мои ученики участвуют в городской олимпиаде, и в настоящее время готовятся к краевой олимпиаде.

Обобщая свой опыт работы, хотелось бы отметить, что химический эксперимент – важный источник знаний. В сочетании с техническими средствами обучения он способствует более эффективному овладению изучаемым материалом, формирует и совершенствует экспериментальные компетентности.

Конечно, в дальнейшей своей педагогической деятельности я буду продолжать совершенствоваться и развивать научно-исследовательскую деятельность учащихся.

И в заключение своего выступления хотелось бы еще раз подтвердить роль химического эксперимента словами русского ученого химика-органика А.М. Бутлерова «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!