Мастер –класс «Художественно-изобразительные средства языка»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ Калиновская сш
Шерстнюк Раиса Фёдоровна
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах выразительности языка;
развивающая: развивать мыслительную, речевую деятельность учащихся; продолжить работу по раскрытию творческих способностей учащихся;
воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
Оборудование: тексты художественной литературы, раздаточный материал, карточки, компьютер.
Язык неистощим в соединении слов. А.С.Пушкин
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия…
К.Г.Паустовский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н. М. Карамзин
Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.
П. Мериме
Синквейн
Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают)
«Богатства русского языка неизмеримы…»
(К.Г.Паустовский).
Проблема
Синквейн
Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные …)
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка… богатство мыслей». (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)
Задание «Солнышко»
синтаксический параллелизм
эвфемизм
риторический вопрос
анафора
олицетворение
антитеза
метонимия
Закатилось солнце
русской поэзии.
(Жуковский о Пушкине)
инверсия
сравнение
эпифора
эпитет
перифраза
эллипсис
Задание «Солнышко»
градация
гипербола
цитация
оксюморон
Художественные средства языка:
- метАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений
- (Крыло птицы - крыло самолёта ; золотая осень - золотая цепь ; нос человека - нос корабля ) ;
- олицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой;
- (Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)
- сравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого
- (И деревья, как всадники , съехались в нашем саду);
- фразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению
- ( Как рыба в воде , бить баклуши , вешать лапшу на уши , семь пятниц на неделе ).
Кроссворд «Тропы»
а
н
т
о
н
о
м
а
з
и
я
э
п
и
т
е
т
м
е
т
о
н
и
м
и
я
с
р
а
в
н
е
н
и
е
п
е
р
и
ф
р
а
з
а
а
л
л
е
г
о
р
и
я
г
и
п
е
р
б
о
л
а
л
и
т
о
т
а
Вопросы:
- -Как называются лексические средства выразительности?
- -С какими тропами вы познакомились?
- -А как называется фразеологическое средство выразительности?
3.Практическая часть.
1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек.
2) Лицо учительницы было подвижным, как уклоуна: она и им распоряжалась без натуги.
3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости петь и танцевать.
2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец, дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять .
Ответы:
Словно солнце
горит, не
сгорая,
любовь.
(О.Хайям)
Я спросил у высокого солнца,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори».
(К.Д.Бальмонт)
Проснулся: в
широкие стены сарая
Глядятся весёлого солнца лучи…
Закатилось солнце
русской поэзии.
(Жуковский о Пушкине)
Сегодня переменная облачность
Сегодня переменная облачность
По небу, словно белые лебеди, весь день медленно проплывали лёгкие, серебристые,
немного ленивые облака.
Сегодня по небу проплывали лёгкие, серебристые,
немного ленивые облака.
Оцените свою работу
- Если нет ошибок или одна ошибка – «5»
- Если две ошибки – «4»
- Если больше четырёх ошибок –
«3»
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. С. Тургенев
Рефлексия.
Что было для Вас интересным на данном занятии ?
Какая форма работы понравилась?
При выполнении какого задания испытывали затруднение?
Домашнее задание.
Используя произведения поэтов 20 века, найдите и определите средства выразительности языка
Спасибо за внимание!