« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью» Лев Николаевич Толстой.
Мастер - класс «Коллаж - как творческое экспериментирование дошкольников».
Творческая деятельность делает человека существом, обращённым к будущему, созидающему его и видоизменяющим своё настроение. Л.С. Выготский.
Творчество - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное .
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж.
Что же такое коллаж?
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
Так что же такое коллаж?
- В переводе с французского означает «всякая всячина».
- Суть коллажа заключалась в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся от неё цветом и фактурой.
- В коллаж собираются ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник. Пробуждается фантазия ребёнка и занятие превращается в увлекательную игру.
- Коллаж – это композиционное построение изображения: ребёнок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения.
Коллаж с французского означает «всякая всячина»
Основные этапы:
1. Сбор материалов;
2. Практическая часть;
3. Выбор темы;
4. Подведение итогов, определение темы для нового
коллажа.
КОЛЛАЖ
Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать.
Для педагога – это творчество, новизна, уход от обыденности .
Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников
Линии развития личности.
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное
развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое
развитие;
- Речевое развитие;
Задачи развития.
1. Обеспечение психологического
благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных
способностей;
3. Развитие творческого воображения;
4. Развитие творческого мышления;
5. Развитие коммуникативных навыков.
Практическая значимость данной работы заключается:
- в развитии способности дошкольников к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- в развитии умения детей создавать художественные образы;
- в развитии глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умения владеть инструментами и материалами;
- работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
- создавая красивые коллажи своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой, тканью и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
Задачи:
1 . Учить детей различным техникам изготовления коллажей, самостоятельно определять замысел, сочетая разнообразный материал и способы и формы его воплощения, технически грамотно сочетать и применять материалы.
2. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Новизна опыта состоит:
- в использовании наряду с традиционными приемами развития творческих способностей дошкольников нетрадиционного метода художественно-продуктивной деятельности – коллажа;
- во взаимодействии с родителями как непосредственными участниками образовательного процесса;
- в организации кружковой деятельности с детьми дошкольного.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- кружковая деятельность «Кудесница природа».
Развитие творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:
- От простого к сложному;
- Принцип индивидуализации;
- Связь обучения с жизнью;
Методы и приёмы:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Использование для коллажа ранее выполненных работ
Условия для проявления и развития детского творчества:
- организация взрослыми интересного, содержательного, богатого яркими впечатлениями времяпровождения детей;
- создание непринуждённой и эстетически благоприятной обстановки, опережающей развитие детей, отсутствие заорганизованности;
- наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
- свобода выбора детьми темы, изобразительных материалов, цветового и композиционного решения.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей все занятия включают в себя следующие части:
- Вхождение в проблему;
- Познавательная;
- Физкультминутка;
- Самостоятельная практическая работа детей;
- Обсуждение. Подведение итогов.
У каждого из нас внутри талант таится, И очень важно в детстве дать ему раскрыться.
Кроме работы с детьми, мы стараемся тесно сотрудничать и с родителями.
Один раз в месяц, происходят встречи в АРТ мастерской «Кружева».
Участники – творческие, увлечённые родители, темы затрагиваются разные. Последние встречи были посвящены:
- «Как сделать лепестки канзаши своими руками».
- « Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Коллаж – современное искусство, доступное детям на всех уровнях освоения: восприятие – исполнительство – творчество.