СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке мастер-класса  предлагаются упражнения, которые помогут искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять профессиональный уровень педагога.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»»

Мастер-класс

«Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»


Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

У меня вызывают симпатию люди, которые…..

Самая большая радость для меня –это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Школа для меня - это….

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

-как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

 Деление на группы

Встаньте, пожалуйста шеренгу. Предлагаю рассчитаться следующим способом: утро-день-вечер. А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы)

                                      

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»


В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов  или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

   Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором  продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

И так, сегодня в раках нашего заседания я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.


Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

Задание 1. Первоначально я попрошу каждую команду зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:

Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

Чувство юмора – игривость.

Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Толерантность по отношению к неопределенности  - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Задание 2. Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.

Упражнение «Объявление»

- В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Задание 3.

-Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

1.Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

2.Грустные взрослые – «Веселые ребята».

3.Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

4.Крик баранов – «Молчание ягнят».

5.Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

6.С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

7.Холодные ноги – «Горячие головы».

8.Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

9.В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».

10.Ручной кактус – «Дикая орхидея».

Задание  4.   Сейчас я предлагаю вам проявить  чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ - технология решения изобретательских задач).

1. «Свойства – антисвойства ». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.

2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Первой команде система ЛЕС, второй команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина), третей команде ПУСТЫНЯ.

3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме « на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).

4.   Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Задание 5.

- Вам необходимо нарисовать  «о чем мечтают звезды».

- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание.  В чем заключалась трудность?

Задание 6.

- А сейчас я предлагаю следующее задание. Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования   - пуговицы.

Задание 7. Изготовление елочки своими руками. (макет, игрушка из киндер-сюрприза)

Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

Рефлексия.

Вам необходимо  завершить в рифму: Креативность – что за птица?



































У меня вызывают симпатию люди, которые…..

----------------------------------------------------------------

Самая большая радость для меня –это…

----------------------------------------------------------------------

Я люблю, когда…

---------------------------------------------------------------------

Мне радостно, когда…

----------------------------------------------------------------------

Я горжусь тем, что….

----------------------------------------------------------------------

Думаю, что самое важное для меня….

----------------------------------------------------------------------

Школа для меня- это….

--------------------------------------------------------------------

Мои друзья…

--------------------------------------------------------------------

Самое большое достижение в моей жизни…

---------------------------------------------------------------------

Я ценю в людях…

---------------------------------------------------------------------

Я чувствую себя уверенно, когда ….

---------------------------------------------------------------------

Человек считается успешным, если…

-----------------------------------------------------------------------