СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Лаборатория творческого участия»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На мастер-классе рассмотрена одна из интенсивных технологий обучения «Педагогическая мастерская».

Цель - сформировать некоторые элементы сегодняшнего в ученике, которые будут играть ключевую роль в становлении его будущего: креативное мышление и нравственный потенциал, дающие возможность самостоятельного принятия решений, переключения на новые виды деятельности, развитие способности вместо узкой специализации быть готовым к широкой интеграции.

Педагогическое сопровождение поможет ученику не утратить чувства новизны, стремления к обновлению и вместе с тем не потерять собственную идентичность и индивидуальность.

То, что мы делаем, - не фантастика. Мы лишь планируем развитие событий через сохранение традиций и внедрение инноваций.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Лаборатория творческого участия»»

Мастер-класс «Лаборатория творческого участия»


Бирюкова Ольга Филипповна,

учитель истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

имени Героя Российской Федерации Р.А. Китанина

р. п. Тамала Пензенской области


Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы - сотрудники исследовательской лаборатории. Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Любое исследование проходит в несколько этапов.

Первый этап – мы должны определиться с темой нашего исследования. Для этого предлагаю Вам посмотреть видеоряд.

Стадия технологии – индуктор: направлена на создание эмоционального настроя и мотивации участников к творческой деятельности, идёт формирование личностного отношения к предмету обсуждения, стремление
вызвать поток ассоциаций.

Демонстрация видеоряда (сюжеты о деятельности социальных проектов «Хрюши против», «СтопХам», «КВН»).

А вот мнение российского режиссёра Андрея Кончаловского: «Свободный человек – даже мы не знаем, что это такое, потому что мы никогда не испытывали свободы в России и вряд ли еще в ближайшее время испытаем. В ней потребности нет, кроме как у интеллигенции и у людей, которые слушают «Эхо Москвы» и радиостанцию «Свобода»... Давайте признаем: в России гражданского общества нет, граждан нет, есть население. Власть, лишенная общественного контроля, развивается и действует так, как она считает выгодным для себя. ... Демократии здесь нет и быть не может.»

Какие ассоциации – слова, понятия, ощущения вызвал у Вас видеоряд и высказывание А. Кончаловского? Запишите, покажите коллегам по лаборатории, обсудите в парах, в группах, приготовьтесь к ответу.

Стадия технологии – самоконструкция и социоконструкция: самоинструкция – индивидуальная работа. Социоконструкция – объединение этих элементов в коллективный продукт.

Участники мастер-класса работают индивидуально. 

Идет обсуждение в группах, ответы оглашаются (например, гражданские инициативы, деятельность общественных организаций, гражданское общество, грусть, несогласие и т.д.)

Ведущий: Я хочу Вас познакомить со своими ассоциациями: активность, желание изменить жизнь, позитивный взгляд на решение проблем, объединение усилий людей … Есть ли какая-то логика в моих ассоциациях? Какая?

Участники мастер-класса в группах определяют, что объединяет все эти слова.

Ведущий: Второй этап работы лаборатории - определить объект и предмет нашего исследования. Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Участники высказываю суждения.

Ведущий: Объект - гражданское общество, предмет – российское гражданское общество. Толкование гражданского общества отличается большим разнообразием. Скажите, что такое «гражданское общество» в Вашем понимании. Если Вы затруднитесь с ответом, можете получить помощь в научной литературе - словаре (Приложение 1).

Участники высказываю суждения:

- гражданское общество - это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей;

- гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять мир и выступать арбитром между различными интересами;

- гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

- гражданское общество - это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимый от государства, но взаимодействующий с ним. 

- гражданское общество - определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности.

- гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Ведущий: Третий этап нашей работы - сформулировать цели нашего исследования.

Участники высказываю суждения:

- дать понятие «гражданского общества»,

- определить его структуру,

- выделить характерные черты гражданского общества,

- обозначить отличия гражданского общества от государства.

Ведущий: Четвёртый этап исследования - разработка гипотезы исследования. Гипотеза - это научное предположение, которое ещё не доказано. Сформулируйте гипотезу нашего исследования.

Участники высказываю суждения.

Ведущий: Гипотеза - «Есть ли гражданское общество в современной России?».

Следующий этап - проведение исследования.

Стадия технологии - социализация: соотнесение участниками или группами своей деятельности с деятельностью других участников или групп и представление всем результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание для всех, это позволяет вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

Прошу сотрудников лаборатории высказать свои суждения. В рабочем листе № 1 отметьте, существует ли, по Вашему мнению, гражданское общество в России (Приложение 2).

Участники высказываю суждения письменно.

Задание фокус-группе: Обработайте данные социологического исследования и представьте в виде итоговых диаграмм.

Ведущий: Работая в творческих группах выполните задание в рабочем листе № 2: на основе определений словаря из Приложения 1, представьте структуру гражданского общества (Приложение 3).

Участники составляют схемы письменно.

Стадия технологии – афиширование: наглядное представление результатов деятельности и ознакомление с ними всех. На этом этапе все участники обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Участники представляют свои работы.

Ведущий: Итак, структура гражданского общества включает:

- свободные суверенные личности (индивиды);

- общественные объединения и организации;

- негосударственные общественные отношения;

- в составе гражданского общества выделяются такие структурные подсистемы или сферы, как экономическая, социальная, политическая и духовная. 

Ведущий: Личности и общественные объединения действуют в разных сферах общества. Работая в творческих группах, выполните задание в рабочем листе № 3. Из предложенного списка выберите общественные объединения, соотнесите их с подсистемами и приведите свои примеры общественных объединений современной России (Приложение 4).

Работа групп.

Афиширование. Представление работы групп.

Стадия технологии - обращение к новой информации.

Ведущий: Гражданское общество и государство – различные, не тождественные друг другу социальные образования. Государство, в ходе исторического развития обособляется от общества, концентрируя в себе важнейшие функции руководства и управления. Одновременно, по мере демократизации общественной жизни, происходит возвышение гражданского общества за счет сужения политической сферы, государственно-правовых полномочий. Выделите признаки гражданского общества в сравнении с государством в ходе сценки . Вытяните признак гражданского общества, написанный на карточке, обсудите в группе и разыграйте сценку, выделив этот признак гражданского общества. Остальные группы должны их определить.

Афиширование. Группы участников по очереди разыгрывают сценки, остальные определяют и формулируют признаки гражданского общества.

Признаками гражданского общества являются (Приложение 5):

1. Объединения возникают не по распоряжению государства (сверху), а по желанию самих объединяющихся в них людей – активность, инициативность, добровольность (снизу).

2. В государстве создаются для решения проблем общества в целом, в гражданском обществе для реализации интересов граждан - коллектив единомышленников.

3. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. 

4. Нет единой, четкой, жёсткой структуры управления как в государстве, в коллективе - самоуправление, распределение ролей, а в общей структуре общества не единого центра.

5. В государстве единоначалие, а в гражданском обществе - свободно формирующиеся мнение и плюрализм.

6. В государстве низкая информационность, есть закрытые темы, а в гражданском - гласность и высокая информированность граждан.

Ведущий: Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы государства. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.   Взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется постоянно.

Стадия технологии – разрыв: новое выделение участником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Ведущий: Само существование и развитие гражданского общества зависит от граждан. Гражданское общество предполагает, что в нем живут и действуют не просто физические лица: налогоплательщики, потребители, равные в своих правах и свободах перед законом. В своей целостной совокупности они должны выступать субъектами суверенитета страны, всего комплекса гражданских обязанностей и долга перед обществом и государством.

На основе вашего социологического исследования фокус-группа выделила следующие результаты (оглашение результатов).

Ваше мнение совпадает с данными социологов, что в современном мире лишь 10-15 процентов населения интересуется общественными делами, политикой. Большинство людей занимают лишь сугубо частные интересы, личные житейские проблемы. Индивидуализм и потребительство, социальная пассивность и политический инфантилизм, а не гражданственность массы людей подрывают основы гражданского общества, ибо отчуждают человека от него, лишают осознанной и действенной поддержки и, следовательно, подлинно демократического содержания. Особенность гражданской ответственности и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества. А Вы - часть гражданского общества? Приведите примеры своего участия в жизни российского гражданского общества.

Участники мастер-класса приводят примеры из своего социального опыта.

Ведущий: Мы все с Вами участники творческой лаборатории ПООО «Центр гуманной педагогики».

Ведущий: Мы подошли к шестому этапу в работе нашей лаборатории - обработке результатов исследования и формулированию выводов.

Стадия технологии - рефлексия: осознание участником себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли и мироощущения.

Ведущий: Гипотеза нашего исследования звучала так: «Есть ли гражданское общество в современной России?». Что мы доказали?

Ответы участников:

- Гражданское общество в современной России есть!

- Современное российское гражданское общество – это система внегосударственных общественных отношений и институтов, которая формируется на основе реализации принципов индивидуальной свободы, свободы собственности, правового равенства граждан, их самодеятельности и самоорганизации. 

- В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам.

- Гражданское общество – это мы! И только мы, выбрав активную гражданскую позицию, не оставаясь в стороне от жизни, можем решить любые проблемы.

Ведущий: Как Вы считаете, нашу деятельность сегодня можно считать исследовательской лабораторией, лабораторией творческого участия? Выскажите своё мнение.

Ответы участников: Да, так как …

1. Наша работа представляла собой целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

2. Это был целый процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

3.Деятельность характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

4. Налицо этапы научного исследования:

- выбор темы исследования,

- определение объекта и предмета исследования,

- определение цели,

- разработка гипотезы,

- работа с литературой,

- проведение исследования (сбор материала),

- обработка результатов исследования,

- формулирование выводов.

5. Мы использовали разные научные методы исследования:

- наблюдение и сбор фактов;

- эксперимент;

- моделирование;

- метод научных абстракций;

- анализ и синтез;

- ассоциативные методы (на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых). Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом;

- системный подход.

6. Использовали 2 метода обработки данных: качественные и количественные методы. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Ответы участников: Нет, потому что …

Ответы участников: Я не составил(а) окончательного мнения.

Ведущий: Я рада, что каждый из Вас задумался над этим вопросом и составил собственное мнение. Выразите его наглядно, составив коллаж. Выберите «человечка» одушевите его, дав своё имя и отразив на лице «человечка» эмоцию от работы на мастер-классе: грусть, скука, восхищение, интерес, удивление или другие, используя «Калейдоскоп эмоций» (Приложение 6). Прикрепите «своего человечка» на доску (в центре – название мастер-класса, вокруг приклеиваются «человечки» с именами участников и эмоциями на лице «человечка»).

Выводы ведущего:

Гражданское общество в России есть и это настоящая лаборатория творческого участия. Спасибо Вам за творческое участие в его жизни!


Литература:

1. Интервью радиостанции «Эхо Москвы», 2005. http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161029-strasti-po-andreyu-chto-skazal-konchalovskiy-sobesedniku

  1. Интервью «Собеседнику», 2013. http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161029-strasti-po-andreyu-chto-skazal-konchalovskiy-sobesedniku

  2. Новик Н. Г. Технология «Педагогическая мастерская». http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf

  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014г.

5. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.


Приложения


Приложение 1. Словарь.


- гражданское общество - это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей.

- гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять мир и выступать арбитром между различными интересами.

- гражданское общество - это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

- гражданское общество - это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

- гражданское общество  - это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимый от государства, но взаимодействующий с ним. 

- гражданское общество - определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности.

- гражданское общество  - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.


Приложение 2. Рабочий лист 2. «Исследование на тему «Гражданское общество в России».

Существует ли, по Вашему мнению, гражданское общество в России?

(в процентном отношении)















Приложение 3. Рабочий лист 2.

Задание: на основе определений словаря Приложение 1, представить структуру гражданского общества.


Приложение 4. Рабочий лист 3.

Задание: Выберите из предложенного списка общественные объединения, соотнесите их с подсистемами и приведите свои примеры названий общественных организаций современной России:

союзы предпринимателей и фермеров,

политические партии,

общество защиты прав потребителей,

правозащитные движения, 

союзы деятелей культуры,

кооперативы,

органы местного самоуправления,

детские организации,

спортивные общества,

ассоциации банкиров,

благотворительные фонды,

религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами,

экологические движения. 


Сферы

общественной жизни

Общественные объединения,

действующие в этих сферах

Примеры общественных

объединений современной России

Экономическая



Социальная



Духовная



Политическая





Итоговая таблица

Сферы

общественной жизни

Общественные объединения, действующие в этих сферах

Примеры общественных объединений современной России

Экономическая

союзы предпринимателей и фермеров

общество защиты прав потребителей

кооперативы

ассоциации банкиров

«Ассоциация российских банков»

«Союз предпринимателей и арендаторов»

Социальная

детские организации

спортивные общества

благотворительные фонды

«Пенсионный фонд»

«Союз солдатских матерей»

Духовная

союзы деятелей культуры

религиозные объединения

общества культурных связей с зарубежными странами

«Союз кинематографистов России»

христиане

Политическая

политические партии

органы местного самоуправления

экологические движения

правозащитные движения 

Партия «Яблоко»

Движение «Зелёных»



Приложение 5. Признаки гражданского общества


Объединения возникают не по распоряжению государства (сверху), а по желанию самих объединяющихся в них людей (снизу) – активность, инициативность, добровольность.

В государстве создаются для решения проблем общества в целом, в гражданском - для реализации интересов граждан – коллектив единомышленников.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Нет единой, четкой, жёсткой структуры управления как в государстве, в коллективе - самоуправление, распределение ролей, а в общей структуре общества не единого центра.

В государстве единоначалие, а в гражданском обществе - свободно формирующиеся мнение и плюрализм.

В государстве низкая информационность, есть закрытые темы, а в гражданском - гласность и высокая информированность граждан.


Приложение 6. Калейдоскоп эмоций