Мастер класс по ЗОТ на тему «Личное пространство. Круги общения»
Подготовила:
Дмитриева Маргарита Евгеньевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской области
сентябрь, 2019 г.
Конвенция о правах ребёнка
Ст. 6, п.2 «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».
Ст. 19, п. 1 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
Алгоритм технологии мастер-класса
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
- Представление системы учебных занятий.
- Проведение имитационной игры.
- Моделирование.
- Рефлексия.
1. Презентация педагогического опыта. Фрагмент
* Участие в интеллектуальном марафоне проекта УНИКУМ «Волшебная аптечка Айболита»
* кл. час «Личное пространство. Круги общения»
* Конкурс рисунков «Я люблю спорт», «ЗОЖ»
Темы уроков :
Мы-школьники. Правила поведения в школе. Моя семья.
Внеурочная/внеклассная деятельность
Окружающий мир. 1 класс.
Содержательная линия: 1.Ты – первоклассник. 2. Твои друзья – взрослые и дети. 3. Твое здоровье.
2. Представление системы учебных занятий
*Тематические классные часы
* Тематические мероприятия
* Научно – практическая деятельность
* Участие в предметных и метапредметных олимпиадах и марафонах (УНИКУМ, ЭМУ)
*Уроки окружающего мира по темам, связанным со здоровьем.
* Уроки технологии, физкультуры, хореографии.
* Воспитательные моменты на др. уроках.
внеурочная/внеклассная деятельность
урочная деятельность
Здоровьесбережение в системе учебных занятий
3. Проведение имитационной игры
Фиолетовый первый и самый главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из любого другого окружения причиняет нам дискомфорт (не важно — дедушка усадил на колени или мамина подруга просит поцеловать в щёчку, а нам это не нравится), мы не должны стесняться сказать об этом — и сказать «нет», «стоп».
я
- Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством и также сами должны уважать пространство наших близких.
семья
- Это окружение. Круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятия. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления, как объятия, должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует проговорить с детьми — по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.
друзья
- Круг знакомых (те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать.
знакомые
- Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребенком, в каких ситуациях у кого искать помощи. Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и что они помогают в случае опасности.
Профессиональная
помощь
- Мы не знаем этих людей (даже если они говорят, что знают нас, — это не важно.) Не все чужие люди плохие, но поскольку мы незнакомы, то не знаем, плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их.
незнакомцы
ЗАПОМНИ !!!
- Если тебе некомфортно, ты должен сказать «СТОП», «НЕТ».
- Если кто-то ведет себя неправильно, по твоему мнению, ты должен рассказать другим взрослым — родителям, учителям.
- Никто не может прикасаться к тебе без твоего согласия. (Ты тоже не имеешь права вторгаться в чужое личное пространство без разрешения).
- Если тебя не поняли с первого раза, ты должен повторять и повторять, пока тебя не услышат, пока тебя не поймут и не помогут.
- Ты не должен искать решение сам, ты не должен скрывать, ты не должен стыдиться.
- Не бойся говорить.
- Не бойся спрашивать.
4. Моделирование
- Что ещё можно донести до ребёнка, используя данную модель?
- Что ещё можно донести до ребёнка, используя данную модель?
- В каких ещё случаях осознание кругов общения сработает ?
- В каких ещё случаях осознание кругов общения сработает ?
5. Рефлексия
обмен мнениями присутствующих, оценка происходящего
Использованы ресурсы сети Интернет
- Сайт ADME https ://www.adme.ru /
- https ://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/posmotrite-kak-za-rubezhom-detyam-rasskazyvayut-pro-lichnoe-prostranstvo-1377365 /