Каменцева Эльвира Радмиловна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Многопрофильный лицей №186 - «Перспектива» Приволжского района г. Казани
Мастер-класс
Магия устного счета
Вводная часть.
Звучит музыка.
- Какие у вас возникают ассоциации? (тайна, магия, волшебство)
- Хотите я вам покажу фокус?
Задумайте любое число. Умножьте его на 2, вычтите 3, прибавьте 5, вычтите задуманное число, прибавьте 10, вычтите задуманное число. И я сейчас угадаю, какое число у вас получилось. (12)
- В процессе этого фокуса чем занимался каждый из вас? (считали)
- Как считали? (устно)
- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься на нашем мастер- классе? (считать устно)
- Как вы думаете, нужен ли нам и нашим детям устный счет, при наличии, в наше время, всевозможных гаджетов? (нужен)
II. Видео о вреде гаджетов
Свой мастер класс я бы хотела продолжить словами Песталоцци: «Счет и вычисления – основа порядка в голове».
- В наше время дети не хотят считать в уме, что приводит к дальнейшим проблемам во время итоговой аттестации.
- Как же привлечь внимание наших детей к устному счету? (ответы)
- Я сейчас попробую вас заинтересовать. Предлагаю вашему вниманию те приемы, которые я использую на своих уроках математики.
III. - Один из таких приемов называется «Универсальный кубик»
У учителя 2 кубика. На каждой грани написано число от 1 до 10 и знак «?». Учитель, повторяя с детьми таблицу умножения, кидает детям.
А сейчас решите магические - математические загадки. Кто первый решит, поднимайте руки, и я вам дам жетоны.
- Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Шесть румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (9)
- Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей? (6)
- В зоопарке Влад стоял
Обезьянок он считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы их успели? (17)
- Было книжек двадцать пять
Да прибавили к ним пять.
А потом две книжки взяли
И учащимся отдали.
Думать надо очень мало,
Отвечайте сколько стало? (28)
- А сейчас те, кто получили жетоны, выйдете к доске. Я проведу с вами игру, в которую можно играть в парах.
- Игра «Умножайка»
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Играя с другом в веселую игру «Умножайка», можно быстро повторить таблицы умножения от 0 до 9. (поиграть)
Игроки становятся лицом друг к другу сжимают кулачки.
Первый игрок говорит: «Ум – но – жай - ка!».
Игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре, пять или ни одного пальца.
3. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает букву «м», первую букву в слове «молодец».
4. После этого игроки снова прячут руки за спиной, и теперь второй игрок выкрикивает.
Игра продолжается, пока один из игроков не соберет все буквы слова «молодец».
Уважаемые коллеги! У вас вопросов не возникает по правилам этой игры? А если играют оба ребёнка, недостаточно знающие таблицу? (иметь печатный вариант, либо третий человек, хорошо знающий таблицу, выступает в качестве судьи)
- А сейчас посмотрите у кого к стулу прикреплен стикер. Выходим к доске. Мы с вами поиграем в игру «Карусель».
IV. Мы сегодня с вами весело поиграли, посчитали, поколдовали. А сейчас в преддверии Нового года я хочу вас угостить мандаринами. А вы:
Если вы считаете эти приемы интересными, нужными в нашей работе, то нарисуйте на нем улыбку.
Если вы остались равнодушны ко всему происходящему, тогда смайлик не улыбается.
Если вам было грустно и неинтересно изобразите это.
- Я очень рада, что вы провели время с пользой. Спасибо за внимание.