СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР – КЛАСС «Создание электронного сборника методических материалов как средство развития мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с ОВЗ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:показать роль электронного сборника как инновационной формы развития мотивационных факторов у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР – КЛАСС «Создание электронного сборника методических материалов как средство развития мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с ОВЗ»»

Паршуткина Наталия Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «НОШ №31»


МАСТЕР – КЛАСС

«Создание электронного сборника методических материалов как средство развития мотивационных факторов учебной деятельности

у младших школьников с ОВЗ»

Цель: показать значимость электронного сборника как инновационной формы развития мотивационных факторов у младших школьников.

Задачи:

  • познакомить участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследования;

  • апробировать теорию и практические умения по применению;

  • совершенствовать профессиональное мастерство;

  • работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Актуальность: работа с электронным сборником открывает новые возможности активизации мотивационной сферы у младших школьников, стимулирует самостоятельность.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • понимание участниками сути предлагаемой системы;

  • практическое освоение важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

  • повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.

Дидактическое обеспечение мероприятия:

  • Презентация

  • Электронный сборник методических материалов





Ход мастер- класса

1.Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Надеемся на сотрудничество и взаимопонимание.

Тема мастер-класса: «Создание электронного сборника методических материалов как средство развития мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с ОВЗ».

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»

Константин Кушнер

2. Теоретическая часть

Цель: познакомить участников мастер- класса с актуальностью данного опыта, задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами.

Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять содержание, качество образования улучшится.

В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально. Предлагались самые разные способы формирования мотивов учебной деятельности: путем особой организации уроков (Маркова А.К., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.), путем использования коллективных форм работы (Злочевский С.Е., Золотых Л.К., Матис Т.А. и др.), через определенную систему оценки деятельности учащихся (Амонашвили Ш.А., Лингарт И., Липкина А.И. и др.), через показ значимости знаний для детей (Добрынин Н.Ф.) и т.д.

Однако практически все указанные пути и средства формирования мотивов учебной деятельности касались лишь нормально развивающихся детей. В отношении детей с интеллектуальными нарушениями лишь констатировался тот факт, что положительная мотивация их деятельности способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности.

В Законе «Об образовании» (Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года) об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья сказано: «общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Начальная общеобразовательная школа №31» обучаются 15 человек с ОВЗ, из них 5 человек обучаются на дому.

Результаты исследований мотивационной сферы этих учащихся показали:

высокий уровень мотивации - 10%

хороший - 10%

средний - 40%

низкий - 22%

Таким образом, мотивация учащихся находится на низком уровне. Перед нами стояли вопросы: как повысить мотивационную сферу у учащихся с ОВЗ? как сделать обучение таких детей более доступным? Ведь некоторые из них не могут держать даже ручку или посещать школу. Соответственно у этих детей сформировать мотив учения сложнее, чем у обычных детей. Мы предложили разработку электронного сборника по русскому языку.

Электронный сборник методических материалов предназначен для использования учителями и учащимися начальной школы на уроках русского языка, а также во внеурочное время; В него входят упражнения по русскому языку, электронные кроссворды, интерактивные презентации. Упражнения по русскому языку охватывают различные темы, изучаемые на уроках русского языка. Уроки с использованием ИКТ имеют существенные преимущества перед традиционными. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, которая способствует активизации учебного процесса, а также помогает осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения. Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации образовательного процесса у учащихся с ОВЗ, ЗПР и ДЦП. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер

в качестве мощного мотивационного средства.
Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного.

Для создания сборника использовался язык гипертекстовой разметки HTML, java скрипты, средства программирования VBA, Eclipse, LearningApps.

В ходе использования этого сборника дети с ОВЗ вместе с учителем и самостоятельно проходили различные темы по русскому языку. Благодаря этому сборнику те дети, которые не могут держать ручку, простым нажатием кнопки, (выбрав правильный ответ), совершенствовали свои ЗУН в русском языке. Некоторые дети, которым необходим свой темп обучения, с помощью сборника, осуществляли работу на оптимальном для себя уровне. Есть и те дети, которые не могут посещать школу. Для них предварительно проведен инструктаж, как нужно использовать этот сборник дома, а также самостоятельно осуществить контроль своих знаний.

3. Практическая часть. Работа с методическим материалом электронного сборника. Алгоритм.

Цель: научить пользоваться электронным сборником методических материалов, использовать данный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Сейчас мы предлагаем Вам создать одно из упражнений с помощью программы LearningApps.

  • Запуск программы

  • Создать упражнение

  • Выбрать оболочку упражнения( например, «Классификация» )

  • Задать название упражнения ( например, «Части речи» ) и задание (например, распредели данные слова по частям речи)

  • Поле приложения (от 2 до 4 групп) разделяется на зоны, фоном могут служить изображения или текст. Каждый элемент нужно отправить в соответствующее поле.

  • Выберите режим демонстрации карточек.

  • Введите текст, который будет появляться, если найдено верное решение!

  • Создайте некоторые подсказки, как решить задание. Они могут быть доступны пользователю через небольшой значок в верхнем левом углу. В противном случае оставьте это поле пустым.

В ходе такой работы с детьми с ОВЗ, мы проверили мотивационную сферу у учащихся. Результаты исследований мотивационной сферы этих учащихся показали:

высокий уровень мотивации - 30%

хороший - 20%

средний - 45%

низкий - 5%

Таким образом, мотивация учащихся находится на высоком уровне, низкого уровня практически не осталось.

Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребёнок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью.

Хочется отметить большую роль компьютерных технологий в работе за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность дома. 

Информационные технологии интегрируют в себе мощные образовательные ресурсы, что обеспечивает среду формирования ключевых компетенций, в состав которых входят информационно-технологические компетенции.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. Особенно с детьми с ОВЗ.

Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.