СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Мастерская как одна из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс Мастерская как одна из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Мастерская как одна из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе»

Федеральная стажировочная площадка



Мастер-класс



«Мастерская – одна из форм реализации проектно-исследовательской деятельности школьников»

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории



Сайфутдинова Эльвира Гарафутдиновна









2011 г.





Добрый день.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами проведём мастер-класс.

Цель мастер-класса - передача педагогического опыта организации мастерской как с одной из форм реализации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.



Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, сделать выводы, самим найти решение предложенных проблем.

Каждому ученику важно побывать в ситуации успеха. Сегодня «формула успеха» в виде бабочки, которая, порхая с одного цветка на другой, достигает высот. У каждого человека должны быть крылья Успеха, помогающие преодолевать препятствия и достигать поставленных целей. Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья? Из каких качеств характера?………………………

Всё, что вы назвали важно для того, чтобы ученик мог стать успешным. В учебном процессе я часто использую технологию педагогических мастерских, которая помогает развить данные задатки в учениках.





Предлагаю Вам принять участие в одной из таких мастерских,

ЦЕЛЬ которой систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.



– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”, на которых была возможность расширить знания по теме, узнать много нового и полезного.

– Тема нашей мастерской “Энциклопедия одного слова”. Мы поработаем над проектом и составим 2 статьи в энциклопедический словарь.



–Работать мы будем в 2 группах. В каждой группе нам нужно выбрать:



энциклопедиста (защищает проект),

архивариуса (работает со словарём , находит значение слова),

лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова),

этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами),

искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),



лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово),

переводчика (переводит слово на языки мира).



– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”



Первая группа готовит энциклопедию слова любовь



Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина



– Но прежде чем вы будете готовить свои проекты, я бы хотела показать вам работу учеников над проектом «Энциклопедия слова МИР» в презентации.

В начале определяем цели проекта, распределяем обязанности и начинаем исследование слова:

  1. Архивариус определяет толкование слова

  2. Лексиколог находит антонимы и синонимы

  3. Этнограф вспоминает пословицы и поговорки

  4. Лирик находит стихотворения, в которых встречается данное слово.

  5. Переводчик переводит слово на разные языки.

  6. Искусствовед вспоминает названия музыкальных произведений, картин, фильмов.

  7. Делаем выводы.

– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта - 15 минут.



(Под музыку выполняют проект).

III. Защита проекта



– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось, и составьте небольшую статью с вашими словами.



– Слово предоставляется энциклопедистам.



– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ”



– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА”



– Спасибо творческим группам



– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 2 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья невозможна без любви и женщины. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”



– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 3 слова: мир, любовь и женщина.



– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь “Семья”?



– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в энциклопедический словарь.

А сейчас я прошу каждого из Вас заполнить оценочные листы, которые находятся перед вами. Если Вы считаете, что группа выполнила поставленные задачи, для ответа воспользуйтесь красным маркером. Если считаете, что не полностью, то синим. А зелёным, если группа не справилась.

Этап рефлексии: участники заполняют оценочный лист, обсуждают, где и для какой аудитории можно использовать данный проект



Оценочный лист (для каждого участника мастер-класса)

Выполнила ли группа задачи, поставленные в начале работы

Качество представленного результата

Уровень комфортности при работе в группе





Можно ли использовать данный учебный проект в учебной деятельности? Где именно (предмет, класс, тема, внеклассная работа)?

Полученный результат:



· Учителя получили практический опыт использования учебного проекта на уроке;

· Повысили профессиональную компетентность.





Проектно-исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на районных, республиканских , всероссийских конференциях. Нельзя оценивать таким трудом проделанную работу в школе. Уверенные в своих работах и возможностях дети, закалённые в предыдущих выступлениях с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом.



Мои ученики выступают на различных конференциях, имеют хорошие результаты, с которыми вы можете познакомиться на выставке.



- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".



- Действительно, всё в наших руках. В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот либо эти задатки останутся нераскрытыми.







– Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!