Тема: «Ментальная арифметика как средство развития УУД у младших школьников во внеурочной деятельности»
Цель: показать использование популярной методики преподавания устного счета как средства развития универсальных учебных действий младших школьников.
Оборудование: интерактивная доска, абакус, распечатанные задания.
Ход занятия:
Добрый день уважаемые коллеги!
Наверное, вы со мной согласитесь, что результативность деятельности школьника и формирование универсальных учебных действий связаны со многими факторами. Это и двигательная активность, и коммуникация, и личностное развитие, и мыслительная деятельность.
Скажите, а это всЁ рождается вместе с ребенком или это нужно развивать?
(нужно развивать)
Конечно, нужно развивать. В современной педагогике большое количество методов и технологий, направленных на развитие различных универсальных учебных действий. И сейчас очень популярна среди родителей и детей программа обучения ментальной арифметике.
И я также задалась целью понять и испробовать эту новую удивительную программу. Наверное многие видели, как дети бегло считают складывая и умножая невероятные цифры в уме?
(да)
Так вот, оказывается, программа ментальной арифметики рассчитана вовсе не на развитие вычислительных навыков, а на развитие логического мышления, аналитических навыков, увеличения объема памяти, дети учатся визуализировать задачи, поэтому глубже их понимают, мыслят креативно, становятся более внимательными, лучше концентрируются, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям.
На начальных этапах обучения используются специальные счеты –абак, абакус или саробан. Счеты состоят из рамки, разделительной полосы, вертикальных спиц, верхних («небесных») и нижних («земных») косточек. Одна «небесная» косточка равна пяти «земным». Количество спиц варьируется от 13 до 31. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма.
Известно, что левое полушарие отвечает за логику, рациональность и анализ, а правое – за образность, целостность, интуицию, фантазию и воображение.
Программа обучения метальной арифметики направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий.
А быстрый счет в уме, это лишь приятный побочный эффект, а не цель.
И так как вы педагоги с большими знаниями, я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой кратко прописаны задания нашего занятия, мне бы очень хотелось, чтобы после каждого выполненного нами задания вы прописали, к какому виду универсальных учебных действий можно его отнести.
Также перед вами лежит файл с набором заданий, которые мы сегодня постараемся успеть сделать. На занятиях набор заданий каждый раз меняется , для вас я выбрала примерный набор. Каждое занятия мы с ребятами начинаем с разминки. Это разминка пальчиков, со стишками или песенками. Давайте попробуем немного попеть, берем сначала высокую ноту и медленно переходим на самый низкий регистр. МММММММММммм
Попробуйте вместе проговорить фразу, аффирмацию «Каждый день я делюсь знаниями, и делаю это с любовью!» теперь проговорите ее медленно, как в замедленной съемке. ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Затем обычно с ребятами мы делаем графический диктант, либо обводку, раскраску двумя руками сразу. Сегодня мы с вами попробуем сделать обводку, двумя руками параллельно, как мы это делаем с ребятами. В это же время я могу читать рассказ или поставить на прослушивание песенку, потом ребята отвечают на вопросы по рассказу или по песенке. Возьмите пожалуйста в руки два простых карандаша, я буду хлопать в ладоши, а вы мне ответите, сколько же раз я хлопнула в ладоши, и еще вы должны придумать имена героям, которых вы обводите. Приготовились и начали. ( я хлопаю в ладоши)ПУУД
Как зовут вашего героя? А как зовут вашего? А сколько же раз я хлопнула в ладоши? ЛУУД КУУД
Итак к какому виду деятельности можно отнести первое задание? Здорово! Спасибо !
А сейчас посмотрите пожалуйста на абакус, саробан, эти удивительные счеты. ( я достаю свой)
Я сейчас буду показывать на большом абакусе, а вы на том, который лежит перед вами. Передвигаем мы косточки- бусинки двумя пальчиками, птичкой. Попробуйте сами. Нижние бусинки называются земными, а верхние небесными. Бусины, приближающиеся к границе между небом и землей показывают числа. А если на этой границе бусин нет, тогда абакус показывает какое число? ( ноль)
Итак, начнем с единиц. 1,2,3,4, а как же нам показать число 5? Покажите ( кто-то выходит к большому абакусу показывает) РУУД ПУУД
Все верно число 5 это небесная бусинка. Еще их называют братьями. Братья любят друг друга, обнимаются, и получается кулачок, число 5. Верхняя бусинка.
Как же нам показать число 6? ( кто-то выходит и показывает) Все верно, на помощь братьям приходят друзья. Нижние бусинки это друзья.
Тоже самое и с десятками, сотнями. Единицами тысяч, десятками тысяч, сотнями тысяч и тд и тп.
Попробуем на абакусе показать число 25, 31, 44. Спасибо. ( кто-то показывает на большом абаке)
А сейчас я вас попрошу показать на счетах число 35 595 ( кто-то показывает на электронном абаке), 255 777, 2 345 905. Спасибо! Это было здорово!ПУУД к какому виду УУД относится это задание? Спасибо!
А теперь я буду показывать число на эл. Абакусе, вам дается несколько секунд, чтобы запомнить какое это было число. ПУУД к какому УУД относится это задание?
Отвлечемся немного от абакуса. Перед вами лабиринт, нужно дойти до выхода из лабиринта. Вначале постарайтесь докатить шарик глазами, а потом сделать это с помощью карандаша. Молодцы! РУУД к какому УУД относится это задание?
Вернемся к абакусу и постараемся решить простые примеры на сложение и вычитание. (с.23, табл.3) кто-то на большом абакусе, остальные на своих.ПУУД к какому УУД относится это задание? Спасибо!
Молодцы!
Отвлечемся немного от абакуса, посмотрите на экран, перед вами таблица, и молча глазками нужно добраться от наименьшего числа к наибольшему, пробуем! Здорово!
Попробуйте теперь сами придумать задание по этой таблице! ПУУД гимнастика для глаз .
Не забываем отмечать к какому виду УУД можно отнести данное задание.
Скажите, а как решить пример 3+2 на абакусе? (пытаются догадаться) Здорово!
Вот для решения таких примеров и придуманы формулы помощь брата. ( у каждого на столе распечатанные) проговариваем их вместе.
Попробуем решить примеры с формулой помощь брата с.30, табл.3 на доске, открываю доску. ПУУД К какому УУД относится данное задание?
Отвлечемся от абакуса, поиграем в игру жучок. с.68
Скажите, что нужно сделать жучку, чтобы попасть в клетку А1? РУУД
А теперь поработайте в парах, один дает задание, а другой объясняет как добраться жучку до нужной клетки. (сделали) Здорово, спасибо! КУУД РУУД к какому виду УУД относится данное задание?
А сейчас немного разомнемся, поиграем в боди-код! Презентация. Квадратики ножки, треугольники ручки. ( поиграли) Спасибо! РУУД КУУД присаживаемся и попробуем отнести к какому либо УУД это задание
Внимание на экран. Перед вами задание «Подбери похожий цвет к слову» (приложение 3) ЛУУД к какому виду УУД можно отнести это задание?
Посмотрите, я вам сейчас раздала ментальную карту. Счеты используются лишь на начальном этапе обучения, после этого, детки стараются представить счет на абакусе в уме, с помощью ментальной карты.
Попробуем решить несколько примеров с помощью ментальной карты. В уме. (Я диктую примеры, люди отвечают) РУУД ПУУД не забываем подписывать УУД
Давайте посмотрим на нашу таблицу, что же у нас получилось? Какие УУД увидели вы в занятии по ментальной арифметике?
Спасибо! (подведение итогов)
И для подведения итога нашей сегодняшней деятельности я попрошу вас составить синквейн на тему проведенного занятия. ЛУУД если в паре то КУУД к какому виду УУД можно отнести данное задание?
И в завершении давайте проговорим ту аффирмацию, с которой мы начали сегодняшнее занятие.
Кто ее помнит?
«Каждый день я делюсь знаниями, и делаю это с любовью!» а теперь посмотрите друг на друга и проговорите ее еще раз.
Здорово! Спасибо вам большое за занятие!
Вывод:
Программа ментальной арифметики можно использовать во внеурочной деятельности, как средство формирование универсальных учебных действий у школьников.