СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Методы и приёмы                                                                            формирования естественно-научной грамотности»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности»»

Мастер-класс «Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности»

Ежегодно Министерством просвещения проводится анализ деятельности учебных заведений по достижению образовательных результатов.

В основе анализа лежат различные критерии оценки, один из них функциональная грамотность учащихся. Это важное требование современного ФГОС. В анализе за прошлый учебный год обратила особое внимание, что все школы нашей области распределены по 4 зонам:

«Красный» – неудовлетворительно

«Оранжевый» – удовлетворительно

«Жёлтый» – хорошо

«Зелёный» – отлично.

Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики и школа поднялась на ступеньку выше, а для этого рассмотрим некоторые из методов и приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности на конкретных примерах. А что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Решение открытых задач

(исследовательских, изобретательских (ТРИЗ)).



Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Чтобы дети научились решать открытые задачи, их сначала надо погрузить в мир открытых задач, дать возможность порешать подобные задачи, затем познакомить с разными приёмами решения таких задач, учить находить противоречие, искать ресурсы, видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений (иногда очень смелые или даже фантастические).

Предлагаю вам погрузиться в мир открытых задач. У вас в бланке с заданиями есть пример такой задачи:

1. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

(Растения получают пользу от растительноядных животных в случае, если они устраняют или ограничивают опасных для этих растений конкурентов. Если бы копытные животные не поедали бы постоянно проростки деревьев и кустарников, то степи быстро зарастали бы лесом.)

Одну из подобных задач я предлагаю вам решить:

«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»

Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).

2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).

3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)

4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник»)

5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)

6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)

7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)

8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)

- Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным решением?

- Какие ещё болезни могут вызывать клещи? (Болезнь Лайма (боррелиоз), геморрагическая лихорадка, тиф и др.)

При решении подобных задач можно использовать приёмы ТРКМ (Технология развития критического мышления): «Мозговой штурм», «Корзина идей» и др., приёмы решения изобретательских задач (ТРИЗ - педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач): «Предварительное действие», «Хорошо – плохо», «Обрати вред в пользу», «Посредник», «Наоборот», «Проскок», «Другая точка зрения» и др.


Дидактические игры (Игровой метод).

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др.

Предлагаю вашему вниманию игровые задания, которые можно использовать как в играх-путешествиях, играх-квестах («В поисках клада», «В поисках пропавшей экспедиции»), так и самостоятельно.

«Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)

Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.

Из дневника путешественника:

.


- Напиши письмо, используя условные знаки.


Читают полученные письма.


Вывод: важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

На уроке применяю приём «Кубик Блума». Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.


Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.


Тема «День Земли»

1.Назови, какой праздник отмечают 22 апреля?

2. Почему экологическим проблемам уделяется так много внимания?

3. Объясни, как понимаешь пословицу «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»?

4. Предложи, как можно защитить нашу планету от загрязнения воды, воздуха и почвы?

5. Поделись мыслями о том, почему важно заботиться о чистоте природы?

6. Придумай, что может случиться, если люди перестанут заботиться о планете и её природе?

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии.

Если представить модель функциональной грамотности в виде яблони, то давайте представим, чем может являться…..












Использование вышеперечисленных методов и приемов существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!