СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Методы и приёмы технолгии удивления" (текст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методы и приёмы технолгии удивления" (текст)»

Мастер-класс «Методы и приёмы технологии удивления»

- (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Знаете ли вы кому принадлежат слова: «Познание начинается с удивления»? Эти слова, еще в трехсотых годах до нашей эры, сказал Аристотель. И я считаю, что они актуальны и в наше время, думаю, вы согласитесь со мною.

Одной из инновационный направлений педагогики является Педагогика удивления, основателем которой стал (слайд 2) Петр Анатольевич Степичев.

Исследователь полагает, что потенциал эмоции удивления, на который можно опереться при формировании мотивации на уроке, используется в неполной мере. Удивление, в свою очередь, может рассматриваться в качестве базиса формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению «импульса» к изучению материала и развитию.

(слайд 3) Педагогика удивления содержит в себе следующие элементы:

Удивление фактом. Это приводит к желанию узнать больше о данной информации и дальнейшей мотивации к самостоятельному поиску интересных фактов.

Удивление методом. Это то, как учитель преподносит информацию, владение инструментарием. Неординарная презентация даже элементарной информации может вызвать удивление.

Удивление образовательной средой — это та среда, в которой происходит обучение ученика, помогающая выработать удивление, вторым этапом которого является удовлетворение удивления.
  Удивление собственным потенциалом учащегося — это самый сильный инструмент, позволяющий влиять на внутреннюю мотивацию.


Далее рассмотрим приёмы.


Удивление фактом (слайд 4)


Любой школьный предмет - это совокупность интересных фактов.


А вы знаете, что:


Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть.

Миг - это количество времени равное 0,01 секунды.

В наших волосах содержатся микроскопические частицы золота.

Если в течение какого-то времени смотреть на красный цвет, учащается сердцебиение.


Такие удивительные факты есть в арсенале каждого педагога. Предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ». Я вопрос, а вы – отвечаете.


Какое животное сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни (белка)

Кто из вас знает самые длинные имена существительные? (одиннадцатиклассница и делопроизводительница)

Какое число нельзя записать римскими цифрами (ноль) (*примерно 4 минуты)


Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.


Игра «Верите ли вы что…» (на примере урока литературы)


- «Верите ли вы, что есть монета с изображением А.С. Пушкина»

Ответ: Серия памятных монет была выпущена в 1999 году к 200-летию со Дня рождения поэта. (кнопка мыши)


Игра «Данетка».

- Учитель предлагает детям факт из реальной жизни, требующий пояснения. Дети задают вопросы, учитель может отвечать только «ДА» или «НЕТ». Предлагаю вам сыграть. «Данетка для педагогов»

(кнопка мыши)

-Инспектор, проверявший некую школу, заметил, что, когда бы учитель ни задал классу вопрос, в ответ тянули руки все ученики. Более того, хотя учитель каждый раз выбирал другого ученика, ответ всегда бывал правильным. Как это получалось?

* примерно 5 – 6 минут

Ответ: Правую руку поднимали те дети, который знали правильный ответ. Левую руку – те дети, которые не знали правильного ответа.

(слайд 5) Перейдём к следующему элементу «Удивление методом»

То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогают приемы мнемотехники.

Ассоциации: Октябрь – подберем слово-ассоциацию так, чтобы проверяемая орфограмма была в сильной позиции «осень», «дождь».

Или другой пример, в английском языке глагол замораживать. В машине антифриз.

Образы (Словарные слова с картинками). Притом можно дать готовые варианты или предложить детям нарисовать образ. Например, в слове «девочка» превратить букву «О» в лицо девочки.

Сюда можно отнести и веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Кодирование. Например, кодирование в виде визуальных образов.

Как правильно написать: чулков или чулок? Носок или носков? Все просто: (показываю) носки короткие, а окончание длинное (носков), чулки – длинные, а окончание короткое (чулок).

И таблицу умножения можно учить с увлечением. Например, так: используя пальцы рук легко запомнить случаи умножения на 9. * примерно 8 минут

Следующий приём «Грамматическая кружка» или Грамматическая перчатка

(стакан, сок) Я создала эту кружку, чтобы продемонстрировать детям алгоритм морфологического разбора имени существительного. Кружка демонстрирует последовательность, нарушать которую нельзя. На ее основе вы сможете создать свою, по другому правилу, в котором важна последовательность. Детям это интересно, а значит лучше запоминается материал. * 9 минут

Следующий прием «Домашнее задание на выбор» Предполагает, что дети сами могут выбрать упражнение для домашнего задания. Например:

1)выполнить какое-либо упражнение из учебника,

2)сделать памятку по изученному правилу,

3)самому составить карточку для отработки правила.

Приём: Бонусные карточки

За хорошо выполненное задание или поручение учителя, за отличную дисциплину, за участие в общественно-полезной деятельности, и др.. ребенок может выбрать для себя бонусную карточку. (Демонстрация карточек.)

Или такой прием. В начале урока учитель объявляет: «Сегодня выход из класса будет по билетам». В конце урока дети вытягивают билет с простым вопросом, который оглашался на уроке, отвечают на него и имеют право покинуть кабинет.

(слайд 6) Следующий компонент «Удивление образовательной средой» подразумевает Оформление кабинета наглядными таблицами, оформление стендов работами учащихся. Например, сейчас очень популярны адвент календари.

(слайд 7) Следующий компонент «Удивление собственным потенциалом»

Это удивление происходит в процессе преодоления трудности, решения задачи на пределе собственных возможностей. Это может произойти в результате самостоятельного поиска инструментов решения задачи обучающимися, либо с привлечением средств, которые предлагает учитель. Попробуем и мы!

- Соотнесите иллюстрацию с типом урока. (кнопки мыши) * 11- 12 минут

(слайд 8) С детьми можно использовать следующие задания:

  1. Найти спрятанные рисунки (или спрятанные предметы, буквы, животные и др.) Например, предлагаю вам найти спрятанное животное. Эту фотографию можно использовать на уроке окружающего мира при изучении темы «Природные зоны»

2) Составь «Тонкие» и «толстые» вопросы к произведению (тексту)

3) На основе тезисного плана составь картинный план произведения

4) Составь задачу, используя краткую запись:

Было – 4 шт.

Продали - 1 шт.

Осталось?

5) В конце урока иностранного языка попрощайся с учителем на изучаемом языке.



(слайд 9) Принять педагогику удивления может тот педагог, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам.

И закончить своё выступление я бы хотела интересным методом. «Слово невидимка»

Раздаю листок, карандаши.

Закрасьте лист. Прочитайте, что на нём написано

Спасибо за внимание!





III. Синтаксическая функция.

2)     число.

1)     падеж;

3. Непостоянные признаки:

4)  склонение.

3)     род;

2)    одушевлённое — неодушевлённое;

1)    собственное — нарицательное;

2.     Постоянные признаки:

1.     Начальная форма.

II. Морфологические признаки.

I. Часть речи, значение, вопрос.