СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Мнемонические приемы как средство повышения грамотности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Мастер-класс для учителей можно использовать в рамках семинара, методического объединения. Для проведения потребуется небольшая группа участников. Данный мастер-класс был представлен на районном семинаре, муниципальном этапе очного конкурса "Учитель года России" (2019 г.) В архиве метод. разработка, презентация, видеофрагменты  к презентации.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Мнемонические приемы»

Слайд 1


Мастер-класс «Мнемонические приемы как средство повышения грамотности»

I. Вступительное слово.

Здравствуйте, коллеги. Я надеюсь, что тема моего мастер-класса заинтересует не только учителей, но и каждого, кто ценит красоту русского литературного языка и заботится о своей грамотности.

II. Проблемная мотивирующая ситуация. Обоснование актуальности.

А теперь, пожалуйста, внимание на экран…


Слайд 2 Просмотр видеофрагментов:

  1. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

  2. Фрагмент фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (Режиссер: Леонид Гайдай.).

  3. Фрагмент фильма «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)


- Как вы думаете, что связывает эти видеофрагменты? Какая общая проблема прослеживается в представленных ситуациях?

Участники высказывают свои мнения. (Например: различные нарушения литературных норм; искажение произношения и небрежное обращение с языком; различные «мифы» о грамотности, широко распространившиеся в обществе).


III Представление технологии. Обоснование актуальности.


В этих известных фильмах режиссеры «обыгрывают», различные речевые ситуации, превращая их в комические. Но проблема повышения уровня грамотности в обществе довольно серьезна. Пока в ТВ-программах, в рекламе, в СМИ будет много ошибок, а в повседневной жизни литературный язык будет безжалостно искажаться, грамотных детей воспитывать сложно.

Слайд3

Кроме того, школьнику очень нелегко сориентироваться в огромном количестве правил, информации. (Слайд - ведь их более 400 содержит русская орфография, а в школьном курсе изучается около 70.) Поэтому актуальной для мастер-класса я посчитала тему: «Мнемонические приемы как средство повышения грамотности».

(Слайд-Мнемоника — искусство запоминания. Мнемотехника - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.)

«Зазубренное» правило в большинстве случаев исчезает из памяти через несколько дней. А вот создание ассоциаций, представлений приносит хорошие результаты.

Слайд 4 (Слайд ---------представления, ассоциации: - визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) или кинестические (чувственные) представление)

На слайде – разные виды ассоциаций. Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Коллеги, вернитесь на миг в ваши школьные годы. Многие, наверняка, помнят, что «пифагоровы штаны во все стороны равны», или «биссектрису-крысу, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Вспомните ли вы подобные приемы из области русского языка?

Ответы коллег (фокус-группы) :_


IV.Тренинг для повышения грамотности.

Слайд 5 1. Задание«Внимательный фотограф»

Давайте в качестве разминки потренируем орфографическую зоркость. Найдите и назовите ошибки на фотографиях.

Пока участники немного подумают, в качестве эксперимента я попрошу присутствующих в зале тоже посмотреть внимательно на эти вывески и объявления. Находите ли вы ошибки «режущие глаз»? Может быть, в повседневной жизни они уже стали обыденностью, на которую никто не обращает внимания? Попрошу поднять руки. Кто узнал вывеску, можно сказать, «родом из нашего села»?

А теперь я попрошу ответить участников тренинга. Какие ошибки вы увидели? Ответы участников.

Слайд 6 2. Задание «Обывательские разговорчики»

- Мифы о грамотности, порой, приникают в повседневную жизнь с экранов телевизоров, из СМИ. Посмотрим видеофрагмент. На экране фильм …

Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Визуальное и слуховое представления особенно «врезаются в память». А ведь строгая литературная норма – ненормирОванный. Есть мнение, что после выхода этого фильма, изменилось ударение. Подражая герою фильма, стали говорить ненормИрованный. В итоге- современная норма допускает два варианта.

Слайд 7 3 Логический алгоритм

- Бороться с мифами помогает логический метод. Вспомним  крылатую фразу«сесть я всегда успею».

- Многие говорят «присаживайтесь», а не садитесь, считая, что это звучит мягче, более вежливо. Коллеги, какой вариант предпочитаете вы?

Ответы коллег.

А теперь воспользуемся алгоритмом.

Значение приставки при – в данном слове – «неполное действие». Получается, что гостю предлагают присесть на «чуть-чуть» - ненадолго или на краешек стула или выполнить приседание. Вы явно не это хотели предложить гостю.

Слайд 8

V.Работа творческих групп Освоение технологии.

- А теперь внимание – вопрос настоящим знатокам. Несколько лет назад наша коллега – педагог из Санкт-Петербурга Надежда Семёнова прислала знатокам игры «Что? Где? Когда? письмо и попросила процитировать стихотворение, которое разучивают ее воспитанники. Каждый квадратик мнемотаблицы соответствовал строчке стихотворения. Как вы думаете, знатокам удалось?

Версии группы.

Знатоки проиграли рануд. Вероятно, им не хватило детской фантазии и …

- Мнемотаблицы – ……..можно использовать не только для заучивания стихов, но и для запоминания любой информации.

Слайд 9

Попробуем прочитать по мнемотаблице стихи С.Я Маршака из цикла «Круглый год». Январь

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Пары отгадывают и читают стихи.

Слайд 10

V. Презентация продукта. Афиширование

Создание мнемотаблицы (ватман /магнитная доска)

Группа составляет из раздаточного материала мнемотаблицу.

Слайд 11 – Мороз и солнце. Показывают на магнит. Доске.

-Читает зритель/1 из группы

- Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, но они дают возможность облегчить запоминание, увеличить объем памяти и повысить уровень грамотности.

VI Рефлексия.

- Позвольте взять у вас небольшое «Интервью»

- Полезен ли для вас данный мастер-класс? Если да, поясните чем. (Возможны другие доп. вопросы)

Спасибо за работу.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к мастер-классу»

Мастер-класс «Мнемонические приемы  как средство  повышения грамотности» Бурцева О.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Верхнемамонская ООШ»

Мастер-класс

«Мнемонические приемы как средство повышения грамотности»

Бурцева О.В.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Верхнемамонская ООШ»

Более 400 правил содержит русская орфография. Школьный курс – около 70 . Мнемоника (греч.) — искусство запоминания. Мнемотехника - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Более 400 правил содержит русская орфография.

Школьный курс – около 70 .

Мнемоника (греч.) — искусство запоминания.

Мнемотехника - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Мнемонические приемы Представления, ассоциации Визуальные Кинестические (зрительные) (чувственные) Аудиальные (слуховые)

Мнемонические приемы

Представления, ассоциации

Визуальные

Кинестические

(зрительные)

(чувственные)

Аудиальные (слуховые)

  • Мнемоника увеличивает объем памяти
Тренинг «Внимательный фотограф»

Тренинг

«Внимательный фотограф»

«Обывательские разговорчики» или мифы о грамотности НенормИрованный или ненормирОванный? «Сесть я всегда успею!»

«Обывательские разговорчики» или

мифы о грамотности

НенормИрованный

или ненормирОванный?

«Сесть я всегда успею!»

Логический алгоритм Присоединение Приближение При присаживайтесь Неполное действие 1. Присесть «на минутку»/на краешек стула 2. Выполнить приседание/присесть на корточки

Логический алгоритм

Присоединение

Приближение

При

присаживайтесь

Неполное действие

1. Присесть «на минутку»/на краешек стула

2. Выполнить приседание/присесть на корточки

Мнемотаблицы – визуальные ассоциации Уж небо осенью дышало,  Уж реже солнышко блистало,  Короче становился день,  Лесов таинственная сень  С печальным шумом обнажалась,  Ложился на поля туман,  Гусей крикливых караван  Тянулся к югу: приближалась  Довольно скучная пора;  Стоял ноябрь уж у двора.

Мнемотаблицы – визуальные ассоциации

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

«Мороз и солнце»

«Мороз и солнце»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!