Слайд 1
Мастер-класс «Мнемонические приемы как средство повышения грамотности»
I. Вступительное слово.
Здравствуйте, коллеги. Я надеюсь, что тема моего мастер-класса заинтересует не только учителей, но и каждого, кто ценит красоту русского литературного языка и заботится о своей грамотности.
II. Проблемная мотивирующая ситуация. Обоснование актуальности.
А теперь, пожалуйста, внимание на экран…
Слайд 2 Просмотр видеофрагментов:
Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фрагмент фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (Режиссер: Леонид Гайдай.).
Фрагмент фильма «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)
- Как вы думаете, что связывает эти видеофрагменты? Какая общая проблема прослеживается в представленных ситуациях?
Участники высказывают свои мнения. (Например: различные нарушения литературных норм; искажение произношения и небрежное обращение с языком; различные «мифы» о грамотности, широко распространившиеся в обществе).
III Представление технологии. Обоснование актуальности.
В этих известных фильмах режиссеры «обыгрывают», различные речевые ситуации, превращая их в комические. Но проблема повышения уровня грамотности в обществе довольно серьезна. Пока в ТВ-программах, в рекламе, в СМИ будет много ошибок, а в повседневной жизни литературный язык будет безжалостно искажаться, грамотных детей воспитывать сложно.
Слайд3
Кроме того, школьнику очень нелегко сориентироваться в огромном количестве правил, информации. (Слайд - ведь их более 400 содержит русская орфография, а в школьном курсе изучается около 70.) Поэтому актуальной для мастер-класса я посчитала тему: «Мнемонические приемы как средство повышения грамотности».
(Слайд-Мнемоника — искусство запоминания. Мнемотехника - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.)
«Зазубренное» правило в большинстве случаев исчезает из памяти через несколько дней. А вот создание ассоциаций, представлений приносит хорошие результаты.
Слайд 4 (Слайд ---------представления, ассоциации: - визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) или кинестические (чувственные) представление)
На слайде – разные виды ассоциаций. Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.
Коллеги, вернитесь на миг в ваши школьные годы. Многие, наверняка, помнят, что «пифагоровы штаны во все стороны равны», или «биссектрису-крысу, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Вспомните ли вы подобные приемы из области русского языка?
Ответы коллег (фокус-группы) :_
IV.Тренинг для повышения грамотности.
Слайд 5 1. Задание«Внимательный фотограф»
Давайте в качестве разминки потренируем орфографическую зоркость. Найдите и назовите ошибки на фотографиях.
Пока участники немного подумают, в качестве эксперимента я попрошу присутствующих в зале тоже посмотреть внимательно на эти вывески и объявления. Находите ли вы ошибки «режущие глаз»? Может быть, в повседневной жизни они уже стали обыденностью, на которую никто не обращает внимания? Попрошу поднять руки. Кто узнал вывеску, можно сказать, «родом из нашего села»?
А теперь я попрошу ответить участников тренинга. Какие ошибки вы увидели? Ответы участников.
Слайд 6 2. Задание «Обывательские разговорчики»
- Мифы о грамотности, порой, приникают в повседневную жизнь с экранов телевизоров, из СМИ. Посмотрим видеофрагмент. На экране фильм …
Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Визуальное и слуховое представления особенно «врезаются в память». А ведь строгая литературная норма – ненормирОванный. Есть мнение, что после выхода этого фильма, изменилось ударение. Подражая герою фильма, стали говорить ненормИрованный. В итоге- современная норма допускает два варианта.
Слайд 7 3 Логический алгоритм
- Бороться с мифами помогает логический метод. Вспомним крылатую фразу«сесть я всегда успею».
- Многие говорят «присаживайтесь», а не садитесь, считая, что это звучит мягче, более вежливо. Коллеги, какой вариант предпочитаете вы?
Ответы коллег.
А теперь воспользуемся алгоритмом.
Значение приставки при – в данном слове – «неполное действие». Получается, что гостю предлагают присесть на «чуть-чуть» - ненадолго или на краешек стула или выполнить приседание. Вы явно не это хотели предложить гостю.
Слайд 8
V.Работа творческих групп Освоение технологии.
- А теперь внимание – вопрос настоящим знатокам. Несколько лет назад наша коллега – педагог из Санкт-Петербурга Надежда Семёнова прислала знатокам игры «Что? Где? Когда? письмо и попросила процитировать стихотворение, которое разучивают ее воспитанники. Каждый квадратик мнемотаблицы соответствовал строчке стихотворения. Как вы думаете, знатокам удалось?
Версии группы.
Знатоки проиграли рануд. Вероятно, им не хватило детской фантазии и …
- Мнемотаблицы – ……..можно использовать не только для заучивания стихов, но и для запоминания любой информации.
Слайд 9
Попробуем прочитать по мнемотаблице стихи С.Я Маршака из цикла «Круглый год». Январь
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Пары отгадывают и читают стихи.
Слайд 10
V. Презентация продукта. Афиширование
Создание мнемотаблицы (ватман /магнитная доска)
Группа составляет из раздаточного материала мнемотаблицу.
Слайд 11 – Мороз и солнце. Показывают на магнит. Доске.
-Читает зритель/1 из группы
- Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, но они дают возможность облегчить запоминание, увеличить объем памяти и повысить уровень грамотности.
VI Рефлексия.
- Позвольте взять у вас небольшое «Интервью»
- Полезен ли для вас данный мастер-класс? Если да, поясните чем. (Возможны другие доп. вопросы)
Спасибо за работу.