СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс Мнемонические приемы на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделав анализ всех этих проблем, я остановилась на одной, меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. Память –это свойство мозга. Мозг – уникальное творение природы, а память уникальна вдвойне. Только благодаря ей возможна передача знаний из поколения в поколение. Парадоксально, но факт: почти все, что сегодня известно о механизмах работы памяти, было открыто при изучении фенОменов ее нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Мнемонические приемы на уроках математики»





  • Миргалиева Алия Олеговна

  • Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Анясево муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан"

  • Учитель математики


Мнемонические приемы при изучении математики

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на моем мастер - классе.

Эпиграфом моего мастер-класса станут слова Адама Смитта

«Единственное сокровище человека – это его память.

Лишь в ней – его богатство или бедность».


С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой , устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных средств и методов организации образовательного процесса.

В современных условиях обучения математике существует ряд проблем:

  • рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации,

  • низкий уровень развития общеучебных навыков,

  • плохая успеваемость почти по всем предметам,

  • отсутствие устойчивых интересов,

  • плохо развитая память.

Сделав анализ всех этих проблем, я остановилась на одной, меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. Память –это свойство мозга. Мозг – уникальное творение природы, а память уникальна вдвойне. Только благодаря ей возможна передача знаний из поколения в поколение. Парадоксально, но факт: почти все, что сегодня известно о механизмах работы памяти, было открыто при изучении фенОменов ее нарушения.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?

Как часто вы замечали, что после объяснения учителя " в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли как будто все! А через пять минут - ничего не помнят.

Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там на долгое время? Что может облегчИть запоминание? Как сэкономить время при запоминании? Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. На уроках часто вижу учеников со слабо развитой природной памятью, не способных запомнить информацию. Перед собой поставила цель - поиск эффективных способов развития ассоциативной памяти.

Создание на уроке противоречивых ситуаций – это одно из условий развития памяти. Следующее условие - это придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна.

Дети без вспомогательных приемов многое запомнить не могут, поэтому на помощь должны прийти определенные приемы и один из них мнемотехника.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают технику запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что слово придумал Пифагор, и произошло оно от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери 9 муз.

В методической литературе описаны многочисленные примеры использования мнемонических приемов на уроках математики. На своем мастер-классе я хочу представить собственный опыт, наработанный в этом направлении.


  • Основная часть


В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется, как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

В основе развитой памяти лежат два основных фактора - воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, человеку необходимо сопоставить это новое с чем-то, т.е. установить ассоциативную связь с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

На уроках алгебры в 7 классе при изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» я столкнулась с характерной ошибкой, когда обучающиеся умножают на одночлен первое слагаемое в скобках, забывая умножить остальные слагаемые, стоящие в скобках.

Формулировка математического правила и его схема (рис. 1), не дают стопроцентной гарантии верного их применения.





Рис.1

Для исключения или предотвращения вышеуказанной ошибки, использую следующую ассоциацию (рис. 2):



Рис. 2

«Мама прилетела к гнезду, и она кормит каждого своего птенца».





Роль «мамы» – одночлен перед скобкой, а «птенцы» - это одночлены в скобках.

Дальше на уроках начало фразы «мама прилетела к гнезду…» настраивает школьников на правильное применение математического правила.

Использование мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображения и фантазии.

Учителя, работающие в 6 классе, знают, что школьники допускают ошибки при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, они забывают менять знаки.

При объяснении материала по теме «Уравнения» в 6 классе, перед введением правила, я задаю учащимся вопросы о том, любят ли они ходить в гости? Почему они любят ходить в гости? Что они делают, когда идут в гости?


Пример:


2x + 13 = – 3x–7



2x+ 3x = – 7– 13

5x = – 20

x = – 4

Правило: При переносе слагаемого в другую часть уравнения, знак этого слагаемого меняется на противоположный.


Ассоциация:

Когда мы идем в гости – мы переодеваемся, (мы не идем в гости в пижаме или в домашнем халате).

«Переодевание» слагаемых легко усваивается обучающимися с низким уровнем математической подготовки.

На сегодняшний день наша школа работает в рамках программы «Доступная среда». В контингенте обучающихся нашей школы присутствуют дети с ОВЗ,в числе которых имеются дети с обучением на дому. Всем известно, что эти дети страдают слабой памятью. Естественно, их пугают громоздкие логические рассуждения и терминология, и как следствие этого - потеря интереса к уроку, к предмету в целом к обучению. Решая эту проблему, я и пришла к мысли освоить мнемотехнику и ее методы и приемы.

- А теперь мне хотелось бы вместе с вами проработать некоторые из методов и приемов мнемотехники.

Проблема, наверно, каждого учителя и ученика это таблица умножения.Как же выйти из положения, тем более, для детей с ОВЗ?

Таблица умножения.

А после таблицы умножения идет всеми «любимое» ( в кавычках)
Число «ПИ»

Чтобы нам не ошибиться,

Нужно правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.



Посмотрите на этот рисунок. У каждого из вас возникли свои ассоциации. Каково же ваше мнение? Какие термины из геометрии пришли вам на память?

Геометрия

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны на все стороны равны (Рисунок)



Приемы мнемотехники это не просто игра, это то, что реально может пригодиться в жизни.

Например, людям, которые пользуются банковскими карточками, однако не обладают достаточно хорошей памятью.
С помощью данной методики можно также запомнить номер своего паспорта, номер автомобиля (цифры), номер телефона и прочее.
Для начала, необходимо поставить в соответствие цифрам 0-9 согласные буквы, а именно:
0 = Н  (Ноль)
1 = Р (Раз)  *слово один тут не подходит, так как начинается с гласной
2 = Д (Два)
3 = Т (Три)
4 = Ч (Четыре)
5 = П (Пять)
6 = Ш (Шесть)
7 = С (Семь)
8 = В (Восемь)
9 = З (Запятая) *девять не подходит, так как буква Д уже "занята".

Далее, для любой комбинации цифр любой длины нужно придумать слово (или фразу), обозначающее данную комбинацию. Чем необычнее слово (или фраза), тем легче его будет вспомнить.
Возьмём для примера ПИН-код от моей карточки 0576 - это НПСШ. Можно либо добавить гласных букв, получив слово (или несколько слов), либо придумать фразу, где каждое слово, начинающееся с согласной буквы, будет обозначать одну цифру.
"На посошок" вполне подойдёт для запоминания этого ПИН-кода. Женщина, снимающая деньги в банкомате, легко запомнит фразу "На Платьице, Сапожки и Шубку" :)

Можете сами поупражняться, главное, чтобы это слово (фраза) имело отношение либо к вам, либо к предмету запоминания. Чем смешнее или неожиданнее, тем лучше запомнится.

Предлагаю придумать запоминалку для пинкода симкарты либо банковской карты: 2801, 3615, 7648.

2801 – Должны все нам радоваться

3615-Ты шубку рыжую подари

7648- Снова шины чего-то вопят ( водители авто-леди меня поймут)

- Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Желаю вам и себе успехов и творчества в нашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мастер-классе.

- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня активно работали ВЫ, так давайте наградим себя аплодисментами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!