1. Эмоциональная разминка. - Поговорим? - Поговорим! - А знаете о чём? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим? - Поговорим! - Нам будет интересно! 1 - й слайд "Мастер - класс" 2. Установление контакта с участниками. - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья? - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать? - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать? 2 - й слайд "Цель и задачи" Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Константин Дмитриевич Ушинский. В своем педагогическом сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится» Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Основой и главной идеей моей методической системы в педагогической деятельности является создание ситуации успеха. Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Это - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. 2 часть Созданию ситуации успеха, на мой взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Я сегодня на нашем занятии покажу работу детей в группах. Сейчас мы разделимся на группы. Каждой группе я назначаю руководителя. Мы составим коллаж. С этим мы работаем не в первый раз. Сегодня мы с вами составим коллаж Тема «Я и школа». Цели: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы; повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); Перед вами: бумага, ножницы, клей, картинки, фломастеры Ход занятия: Организационный момент: готовность к работе, сообщение темы занятия и инструктаж по технике безопасности, постановка цели занятия перед детьми Прежде чем перейти к работе, мы установим правила работы в группе: Громко не разговаривать, чтобы не мешать другим. Не перебивать друг друга, внимательно слушать каждого. Поблагодарить товарища за совместную работу. Вступительная беседа: визуализация (установка): Сядьте удобно и положите руки на колени. Закройте глаза. Представьте, вы находитесь в школе, вас окружают ваши коллеги, знакомые, ученики. Постарайтесь закрытыми глазами посмотреть вокруг себя. Что вас радует, а что беспокоит? Почувствуйте атмосферу, запах школы, учебников. Нравится ли вам этот запах? Какие звуки вас успокаивают, а какие раздражают и какие ощущения появились у вас от этих звуков? Посмотрите на себя в строгом костюме. Как вы себя в нем чувствуете? Что вам в нем нравится или наоборот, вы хотите снять его как можно быстрее. Сбылись ли ваши ожидания или появилась тревога: что-то вы не доделали, что-то не досказали. Что вы чувствуете, общаясь с учениками, - радость или тревогу. А теперь, не открывая глаз, подумайте, как вы себя чувствуете в целом в школе. Откройте глаза, обсудите в группах, с какой стороны вы подойдете к коллажу: с юмором или серьёзно, обменяйтесь мнениями, возьмите картинки, просмотрите их. Выберите себе картинки, высказывания, которые как вы считаете, подходят для создания вашего коллажа. Вырежете их и наклейте на листок. На работу у вас 10 минут. Практическая часть занятия: поиск и подготовка детьми материала к работе на фоне музыкального сопровождения (каждый учитель находит подходящие изображения для своего коллажа, которое поможет ему раскрыть тему и своё отношение к ней) Выполнение работы: после завершения поиска нужного материала создают свои коллажи. Подхожу к оставшимся коллегам, назначаю наблюдателя. Наблюдатель ведёт запись в ходе работы группы. - Насколько дружно работала группа? - Как члены группы помогали друг другу? - Как обсуждали работу? -что получилось? -Что не получилось? Подведение итогов: защита и выставка своих работ. Группы заканчивают работу и представляют её на выставку (на магниты работы прикрепляем на доску) Слово даём наблюдателям. Они расскажут. Как работали группы. Слово… Слово…. Слово… После выступления учителей слово берёт проводящий занятие, не акцентируя внимание на качество выполнения задания («хорошо - плохо») подчёркивает и оценивает творчество и фантазию. -Молодцы! Все поработали дружно, проявили творчество и фантазию. В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Я работаю по программе Образовательной системы «Школа России», которая соответствует стандартам ФГОС 2 поколения. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как: Личностные: - определять свой поступок; - - уважать иное мнение; - стремиться к взаимопониманию; Регулятивные: - определять цель учебной деятельности; - составлять план выполнения задач, решения проблем; - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Познавательные: - извлекать информацию; - ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания; - перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую; Коммуникативные: - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; - понимать другие позиции; - договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща Вывод: Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Это сегодня мы попытались доказать! |