Мастер-класс
«Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте мы с вами поиграем в одну интересную игру, называется «Паутинка». Вам нужно поймать клубок, который я буду кидать. А вы – заканчивать фразу.
Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок мне, затем продолжите фразу.
Предложения на карточке:
У меня вызывают симпатию люди, которые…..
Самая большая радость для меня – это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что….
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Школа для меня - это….
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи - креативность
Действительно, креативность – это творить/создавать.
Тема моего мастер-класса «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Вывод: Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?
(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом).
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
И так, сегодня в рамках нашего заседания я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
Задание 1. Первоначально я попрошу зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:
Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Задание 2. С залом
-Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
1.Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
2.Грустные взрослые – «Веселые ребята».
3.Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
4.Крик баранов – «Молчание ягнят».
5.Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
6.С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
7.Холодные ноги – «Горячие головы».
8.Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
9.В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
10.Ручной кактус – «Дикая орхидея».
Задание 2. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ - технология решения изобретательских задач).
1. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме « на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
Задание 3.
- Вам необходимо нарисовать «о чем мечтают звезды».
- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Рефлексия.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Вывод: Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
Задание 1. Первоначально я попрошу зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:
Осознанность; Оригинальность; Независимость; Склонность к риску; Энергичность; Артистичность;
Заинтересованность; Чувство юмора; Тяга к сложности; Непредубежденность; Потребность в одиночестве;
Интуитивность; Толерантность по отношению к неопределенности.
2. «Загадай загадку»
Бывает легкой и тяжелой, но ничего не весит,
Бывает быстрой и медленной, но не ходит, не бегает, не летает. Что же это? (Музыка)
Когда все видишь, то ее не видишь. А когда ничего не видишь, то ее видишь. (Темнота)