СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс на тему «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно, выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс на тему «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».»

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии










Мастер-класс

«Артикуляционная гимнастика – основа

правильного звукопроизношения»











Подготовила учитель-логопед

Павлова И.Г.















Цель мастер-класса:

Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно, выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.


План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.

  1. Проблемы развития речи детей младшего школьного возраста.

  2. Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.

  1. Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка

  2. Советы учителя-логопеда родителям.

  3. Вопросы логопеду.


Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые родители!!! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер класс на тему «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения». Для начала работы расскажу Вам, для чего нам нужна гимнастика.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

- Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

- Иногда ребёнок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них «чистый» (правильный) звук.

- Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключение.

Целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1.  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

  3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

  4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. 

  5. Все упражнения имеют название. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение.

  6. Уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить его не только за результат, но и за старание.



Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, вертушек, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Дыхание обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.


Змейка!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха.

Ход игры: Берем бумажку, приклеиваем на кончик язычка и дуем на кончик язычка


Фокус!

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.


Упражнения для губ

  1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.



Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.


Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.


Советы логопеда


  1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

  2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

  4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

  5. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  6. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

  7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек  ценен индивидуален.

В конце своего МК хочется сказать следующее, чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться! Тренируйтесь, пожалуйста дома!!! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен - закрепляйте его.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

Спасибо за внимание!!!





































Артикуляционная гимнастика дома

Памятка для родителей

Рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики:


  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Выполните его правильно перед зеркалом, затем предложите выполнить ребенку.

  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут, сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

  3. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз после показа взрослого.

  4. Когда упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

  5. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.

  6. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов. Темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

  7. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Упражнения для губ

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.


Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.


Упражнения для языка

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.


5. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо

Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

6. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
7.Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.

8. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора, пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем, язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.

10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут вам в решении речевых проблем ребенка!

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!