СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Дифференцированное обучение в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Дифференцированное обучение в начальных классах"»

Организация дифференцированного обучения в начальных классах

К концу дошкольного периода у ребенка появляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, занять в жизни новую позицию. Возникновение этой потребности – это предпосылка для перехода к новому периоду развития и начала школьного обучения. И вот перед первоклассником открываются двери школы. Кто-то шагает в нее уверенно, другие робко ступают на порог школы, крепко держа руку мамы. У ребенка возникает страх перед неизведанным, а в голове появляется много вопросов. Он сталкивается с определенными проблемами: какой будет моя учительница, смогу ли я хорошо учиться, тяжело ли учиться в школе?

У ребенка свои вопросы и трудности, а у меня свои. Все разные, а как найти к ним подход. Подход еще можно найти, а как научить учиться и преодолевать трудности? Для этого в процессе обучения применяю дифференцированные методы. Для эффективного использования дифференциации распределяю класс на 3 группы.

Чтобы разделить учеников на группы, определяю критерии, провожу диагностическую работу по выбранным критериям и распределяю детей по группам с учетом диагностики по уровню обучаемости:

1. Репродуктивный. Ученики требуют постоянной дополнительной помощи. Цели: пробудить интерес к предмету через посильные задачи, которые позволяют ученику работать в соответствии с индивидуальными способностями, ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

2. Продуктивный. Дети способны справиться самостоятельно, но иногда им требуется помощь учителя. Цели: развить устойчивый интерес к предмету, актуализировать имеющиеся знания, чтобы ученики успешно изучили новый материал; сформировать умение самостоятельно работать над учебной задачей.
3. Продвинутый. Ученики способны справиться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Цели: сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности и нестандартные задачи, развить умение самостоятельно составлять алгоритм действий.

Для организации групп провожу подготовительную работу.

На первом этапе рассказываю о сложности каждого задания, посоветую, какое задание выбрать. На втором этапе рассказываю о сложности задания, далее ученики самостоятельно выберут задание, а корректирую их выбор. На последнем этапе дети сами определяют сложность задания и самостоятельно выбирают то, с чем они справятся.

Все дифференцированные задания разделены на 3 уровня: по уровню творчества, по способам применения, уровню трудности, объему учебного материала.

Предмет: математика, 2 класс

Тема: Решение задач

Цель: решение текстовых задач арифметическим способом

Этап урока: закрепление знаний, актуализация

Задача: В вазе было 14 красных яблок и 12 зеленых яблок. Съели 13 яблок. Сколько яблок осталось?

Действия учеников по группам:


Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Решают задачу. Думают, можно ли ее решить другим способом

Решают задачу двумя способами

Меняют задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решают полученную задачу тремя способами

Ученик научится решать текстовую задачу арифметическим способом

Ученик получит возможность научиться решать текстовую задачу двумя способами

Ученик получит возможность научиться изменять задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами




Предмет: русский язык, 2 класс

Тема: Правописание разделительных твердого и мягкого знаков

Цель: формировать умения применять правила правописания

Этап урока: повторение

Действия учеников по группам:


Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Читают и записывают слова в два столбика:

С..ел, солов..и, с…ежился, в…ехали, об…явление, в…юн

Читают, исправляют ошибки, записывают слова:

Шъет костюм, подьем флага, подехал к подъезду, седобный гриб, лъет воду.

Придумывают рассказ, используют 5-7 слов: с твердым и мягким разделительными знаками. Записывают

Ученик научится применять правила правописания при написании слов с разделительным твердым и мягким знаками.

Ученик получит возможность научиться осознавать место возможной орфографической ошибки в орфограммах с разделительными твердым и мягким знаками.

Ученик получит возможность научиться при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических ошибок.






Предмет: литературное чтение, 3 класс

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цель: развивать умение рассуждать на заданную тему; давать характеристику героя произведения, развивать умение искать значение непонятных слов в словаре; развивать умение пересказывать произведение.

Этап урока: проверка понимания содержания художественного произведения

Действия учеников по группам:



Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Отвечают на вопрос: Почему Д.Н. Мамин-Сибиряк озаглавил свой рассказ «Приемыш»?

Отвечают на вопрос: Какой еще заголовок можно дать этому произведению?

Придумывают свою историю с этим же названием

Выбирают из предложенного списка слова, которые характеризуют Тараса

Отвечают на вопросы: Каким показан Тарас? Как относился к природе, к Приемышу?

Составляют словесный портрет-загадку одного из героев произведения. Имя героя назвать нельзя, но по словесному портрету ученики должны догадаться, о ком идет речь

Находят значения слов в словаре: заводь, дескать, бобыль, невод, муштровать

Находят значения непонятных слов в словаре

Составляют словарик к рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Рассказывают историю о Приемышу по плану

Пересказывают кратко историю о Приемыше. Рассказывают кратко историю о Приемы от лица Тараса или Соболько (собака Тараса)

Готовят сценарий для фильма по рассказу «Приемыш». Создают по любой части сценария живую картину. Доказывают, почему именно так она должна выглядеть

Ученик научится рассказывать историю по готовому плану, находить значение данных ему слов в словаре

Ученик научиться пересказывать историю, рассказывать историю от лица персонажа, находить значения непонятных ему слов в словаре

Ученик получит возможность научиться готовить сценарий фильма по рассказу и создавать живую картину, составлять словарик



Разноуровневый – дифференцированный подход к учащимся позволяет:


Легко усваивать учебный материал

Наладить сотрудничество учителя и ученика

Повышать интерес к учебной деятельности

Повышать качество знаний

Применять индивидуальный подход к каждому учащемуся

Работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека.

Обучаясь в такой среде, где к каждому ребенку применяется личностно-ориентированный подход, что является главной идеей в программе гуманизации современного общества, ребенок максимально развивается в зоне своего ближайшего развития.