Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»
Подготовила: учитель химии МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумска» Дашдемирова Наталья Александровна
г.Зеленокумск. 2022 год.
Уважаемые присутствующие здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию химический эксперимент.
Мои действия: беру пищевую соду и добавляю ее в уксусную кислоту. В результате реакции надувается шарик.
Скажите Вы догадались какие химические вещества я использовала?
Вам подсказка вы данную реакцию используете при выпечки хлебобулочных изделий.
Ответы: Уксусная кислота и сода
Что произошло? Почему шарик надулся?
Ответы: Выделился газ- углекислый.
Верно. Выделяется газ, благодаря которому наша выпечка становится воздушной и пышной. Именно за счет этого газа и надувается шарик.
Многие могут и не знать о механизме этой реакции, но, однако используют ее в быту постоянно. Поэтому знания, полученные в школе мы умело применяем в жизни.
Слайд 2
Я хочу представить вашему вниманию мастер класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»
Слайд3
Цель: познакомить с опытом работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.
Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?
(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности. … сложные новые задания, …)
Я согласна с вами.
Слайд 4
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята
Недостаточно владеют смысловым чтением
Не справляются с задачами на интерпретацию информации
Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Слайд 5
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Слайд 6
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его
Добывать информацию
Применять её в жизни
Оценивать себя
Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.
Слайд 7-8
Так при изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе обучающимся предлагается выполнить следующее задание, я использую прием «Проблемная ситуация»
Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока
Давайте с Вами сделаем это и мы! И так Вам предлагается
Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы.
-перечислите основные источники оксида серы (IV), (Ответы: техногенные источники поступления оксидов серы в атмосферу — топливная энергетика (55 %), металлургическая промышленность (25 %), очистка и переработка нефти и угля (10 %), химическая промышленность, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности человека (10 %).)
- внесите в рисунок недостающие элементы, (Н2О, Н2SO3)
- написать уравнения реакции; (Н2О + SO2 = Н2SO3 )
- как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву? Педагоги пользуются приложением 1. так как создается слаба кислая среда: pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.
Приложение № 1. Окисление водных ресурсов
Классифицируют 3 стадии последствий кислотных дождей в водоёмах.
PH воды С повышением кислотности сокращается количество кислорода в водоёме. Происходит заболачивание, гибнут водные растения и креветки. Активно развиваются зелёные и бурые водоросли.
pH 5,5. Гибнет планктон, являющийся основным объектом питания живых организмов. Исчезают донные бактерии, разлагающие мусор органического происхождения.
pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.
При выполнении задания 1 дети опираются на знания, полученные в 8 классе при изучении темы: «Химические свойства кислотных оксидов», кто-то обратиться к сети Интернет, многие воспользуются приложением. А вот задание 2, ставит детей в проблемную ситуацию и учащиеся должны опираясь на свои знания, решить данную проблему.
Слайд 9
Задание 2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.
Что вы предпримете?
А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает )
Б) совершенствуете очистные сооружения;
В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое)
Здесь создается проблемная ситуация, которую ребята должны решить.
Ответы педагогов - совершенствуете очистные сооружения
Воздействие на почву. Происходят процессы, приводящие к изменению видового состава микроорганизмов и обеднению плодородного слоя. Последствиями вредных осадков становятся подкисление почвы и связывание азота, делающее его недоступным для растений. Мы с вами замечательно справились с этой задачей.
Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые собираются сдавать экзамен по химии (в основном это 9 и 11 классы). Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ или ЕГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.
Слайд 10
Пример 1 вы видите на экране.
Пример 1. Задание ОГЭ
Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути.
А какие действия предпримете вы?
Ответы: (ртуть единственный жидкий металл, который легко испаряется, поэтому после ее сбора (щприцом, грушей, кисточкой скотчем), ее помещеают в банку стеклянную и заливают водой, для того чтобы ртуть не испарялась. Место разлива ртути обработайте раствором марганцовки или хлорной извести. Хлорная известь — сложное вещество, представляющее из себя смесь нескольких соединений: гипохлорида кальция Ca(ClO)2, хлорида кальция CaCl2 и гидроокиси кальция (гашеной извести) Ca(OH)2, а также кристаллизационной воды. Эту смесь для краткости часто называют просто хлоркой, иногда белильной известью. Формулу можно записать как Ca(OCl)2·CaCl2·Ca(OH)2·2H2O или в более удобном виде: 3Ca(OH)2·2Cl2.. .
Слайд 11
Следующее задание из КИМ ЕГЭ по химии
Пример 2. Задание ЕГЭ
Ребятам предлагается сопоставить вещество и область его применения. Это задание охватывает как органическую, так и неорганическую химию. Здесь понадобиться знания, как из личного опыта, так и знания физических свойств веществ и способах их применения.
Слайд 12
При подготовки к ВПР учащихся 8- 11 классов. На уроке закрепления знаний, Я выборочно или если позволяет время, всему классу раздаю задания из ВПР прошлых лет или беру на различных сайтах.
Пример 3. ВПР. 8 класс.
При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам метапредметные связи.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике. Заходишь на сайт и принимаешь участие.
Слайд 13
Нельзя конечно забывать и о РЭШ, на которой мы сейчас работаем. На слайде вы видите работу. которую проделал я за декабрь 2021 года и январь 2022 года.
Слайд 14
При подготовки данного выступления я наткнулась на ОЭСР (Организа́цию экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия), где можно воспользоваться возможностью взаимного обучения, вступив в сообщество исследования «PISA для школ». Этот онлайн-форум позволяет всем участникам обмениваться опытом, задавать вопросы, получать советы, участвовать в дискуссиях.
Для этого вы переходите по ссылке https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/
Слайд 15
Далее в личный кабинет и вы попадаете на следующую страницу обмен данными
Слайд 16-17
Здесь вы можете увидеть Форум экспертов ВПР, форум поддержки ВПР, форму экспертов среднего профессионального образования. Выбрав нужный форум, я выбрала «Форум поддержки ВПР»
Слайд 18
Здесь вы видите участники задают вопросы и получают на них ответы от экспертов.
Чтобы пользоваться полноценно данным сайтом нужно пройти регистрацию через ГОСУСЛУГИ.
Хотелось бы надеяться, что Вы получили знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности школьников на уроках естественного цикла и сможете использовать услышанную информацию в своей практике.
И так на этом я завершаю свой доклад, вывод хочу сделать следующий: мы должны развивать функционально-грамотную личность, которая будет:
Добывать информацию
Применять её в жизни
Оценивать себя
Спасибо за внимание!!!