СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»

Ставропольского края























Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»









Подготовила: учитель химии МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумска» Дашдемирова Наталья Александровна

































г.Зеленокумск. 2022 год.

Уважаемые присутствующие здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию химический эксперимент.

Мои действия: беру пищевую соду и добавляю ее в уксусную кислоту. В результате реакции надувается шарик.

Скажите Вы догадались какие химические вещества я использовала?

Вам подсказка вы данную реакцию используете при выпечки хлебобулочных изделий.



Ответы: Уксусная кислота и сода

Что произошло? Почему шарик надулся?

Ответы: Выделился газ- углекислый.

Верно. Выделяется газ, благодаря которому наша выпечка становится воздушной и пышной. Именно за счет этого газа и надувается шарик.

Многие могут и не знать о механизме этой реакции, но, однако используют ее в быту постоянно. Поэтому знания, полученные в школе мы умело применяем в жизни.

Слайд 2

Я хочу представить вашему вниманию мастер класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»

Слайд3

Цель:  познакомить с опытом работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.

  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе.

Оборудование: компьютер, проектор,  листы заданиями  для работы.

Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.

Как вы думаете, почему?

(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности. … сложные новые задания, …)

Я согласна с вами.

Слайд 4

Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята

  • Недостаточно владеют смысловым чтением

  • Не справляются с задачами на интерпретацию информации

  • Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения

  • Не умеют высказывать предположения, строить доказательства

  • Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Слайд 5

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)

Слайд 6


Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его

  • Добывать информацию

  • Применять её в жизни

  • Оценивать себя

Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.

Слайд 7-8

Так при изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе обучающимся предлагается выполнить следующее задание, я использую прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока



Давайте с Вами сделаем это и мы! И так Вам предлагается

Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы.

-перечислите основные источники оксида серы (IV), (Ответы: техногенные источники поступления оксидов серы в атмосферу — топливная энергетика (55 %), металлургическая промышленность (25 %), очистка и переработка нефти и угля (10 %), химическая промышленность, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности человека (10 %).)

- внесите в рисунок недостающие элементы, (Н2О, Н2SO3)

- написать уравнения реакции; (Н2О + SO2 = Н2SO3 )

- как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву? Педагоги пользуются приложением 1. так как создается слаба кислая среда: pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

Приложение № 1. Окисление водных ресурсов

Классифицируют 3 стадии последствий кислотных дождей в водоёмах.

  • PH воды  С повышением кислотности сокращается количество кислорода в водоёме. Происходит заболачивание, гибнут водные растения и креветки. Активно развиваются зелёные и бурые водоросли.

  • pH 5,5. Гибнет планктон, являющийся основным объектом питания живых организмов. Исчезают донные бактерии, разлагающие мусор органического происхождения.

  • pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

При выполнении задания 1 дети опираются на знания, полученные в 8 классе при изучении темы: «Химические свойства кислотных оксидов», кто-то обратиться к сети Интернет, многие воспользуются приложением. А вот задание 2, ставит детей в проблемную ситуацию и учащиеся должны опираясь на свои знания, решить данную проблему.

Слайд 9

Задание 2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.

Что вы предпримете?

А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает )

Б) совершенствуете очистные сооружения;

В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое)

Здесь создается проблемная ситуация, которую ребята должны решить.

Ответы педагогов - совершенствуете очистные сооружения

Воздействие на почву. Происходят процессы, приводящие к изменению видового состава микроорганизмов и обеднению плодородного слоя. Последствиями вредных осадков становятся подкисление почвы и связывание азота, делающее его недоступным для растений. Мы с вами замечательно справились с этой задачей.



Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые собираются сдавать экзамен по химии (в основном это 9 и 11 классы). Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ или ЕГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.

Слайд 10

Пример 1 вы видите на экране.

Пример 1. Задание ОГЭ

Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути.

А какие действия предпримете вы?

Ответы: (ртуть единственный жидкий металл, который легко испаряется, поэтому после ее сбора (щприцом, грушей, кисточкой скотчем), ее помещеают в банку стеклянную и заливают водой, для того чтобы ртуть не испарялась. Место разлива ртути обработайте раствором марганцовки или хлорной извести. Хлорная известь — сложное вещество, представляющее из себя смесь нескольких соединений: гипохлорида кальция Ca(ClO)2, хлорида кальция CaCl2 и гидроокиси кальция (гашеной извести) Ca(OH)2, а также кристаллизационной воды. Эту смесь для краткости часто называют просто хлоркой, иногда белильной известью. Формулу можно записать как Ca(OCl)2·CaCl2·Ca(OH)2·2H2O или в более удобном виде: 3Ca(OH)2·2Cl2.. .

Слайд 11

Следующее задание из КИМ ЕГЭ по химии

Пример 2. Задание ЕГЭ



Ребятам предлагается сопоставить вещество и область его применения. Это задание охватывает как органическую, так и неорганическую химию. Здесь понадобиться знания, как из личного опыта, так и знания физических свойств веществ и способах их применения.

Слайд 12

При подготовки к ВПР учащихся 8- 11 классов. На уроке закрепления знаний, Я выборочно или если позволяет время, всему классу раздаю задания из ВПР прошлых лет или беру на различных сайтах.

Пример 3. ВПР. 8 класс.



При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам метапредметные связи.

Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике. Заходишь на сайт и принимаешь участие.

Слайд 13





Нельзя конечно забывать и о РЭШ, на которой мы сейчас работаем. На слайде вы видите работу. которую проделал я за декабрь 2021 года и январь 2022 года.

Слайд 14



При подготовки данного выступления я наткнулась на ОЭСР (Организа́цию экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия), где можно воспользоваться воз­можностью взаимного обучения, вступив в сообще­ство исследования «PISA для школ». Этот онлайн-форум позволяет всем участникам обмениваться опытом, за­давать вопросы, получать советы, участвовать в дискуссиях.

Для этого вы переходите по ссылке https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/



Слайд 15





Далее в личный кабинет и вы попадаете на следующую страницу обмен данными

Слайд 16-17

Здесь вы можете увидеть Форум экспертов ВПР, форум поддержки ВПР, форму экспертов среднего профессионального образования. Выбрав нужный форум, я выбрала «Форум поддержки ВПР»

Слайд 18



Здесь вы видите участники задают вопросы и получают на них ответы от экспертов.

Чтобы пользоваться полноценно данным сайтом нужно пройти регистрацию через ГОСУСЛУГИ.



Хотелось бы надеяться, что Вы получили знания о разных типах заданий по формированию функциональной  грамотности   школьников на уроках естественного цикла и  сможете использовать услышанную информацию в своей практике.

И так на этом я завершаю свой доклад, вывод хочу сделать следующий: мы должны развивать функционально-грамотную личность, которая будет:

  • Добывать информацию

  • Применять её в жизни

  • Оценивать себя



Спасибо за внимание!!!














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!