СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему:Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему:Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер класс

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

1.1. Тема моей работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций».

1.2. Работая по программе «Преображение», накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

1.3. Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет.

Времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

1.4. Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, способствуют формированию духовно-нравственной личности.

2.1. Для эффективной работы по данной теме необходимо учитывать психологические особенности младших школьников:

  1. - так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

  2. - так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

  3. - опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

  4. - для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями.

2.2.Работа с пословицами и поговорками.

Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения. У каждой группы своя пословица. А слайды на экране помогут проверить правильность выполненного задания.

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

-Найдите родственные слова, объяснить написание гласной о, найдите проверочное слово во второй пословице (кончил).

Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой

Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду-пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть-самому пом_л_деть.

3. Работа по группам.

-Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

1-ая группа.

«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

2-я группа.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

3-ая группа.

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

- Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте или помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл. (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым). В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться. Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

-Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

-Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Творческое задание.

Но вы знаете, наверное, такую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай». То есть вы и сами должны приложить усилия и старания к учебе. Регулярно учить уроки, аккуратно писать, дополнительно читать, учить правила.

Давайте попробуем составить правила, которые помогут успешно учиться.

Например:

1) внимательно слушай учителя на уроке, уважай его;

2) записывай задание в дневник каждый день учи уроки,

3)ведите себя прилично в общественных местах,

4)бережно относитесь к школьным вещам и так далее.

4.1. А сейчас попытайтесь смоделировать фрагмент использования на ваших уроках или во внеурочное время любого из приемов духовно – нравственного воспитания.

4.2. Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Введение в историю», «Окружающий мир». Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского можно провести в несколько этапов:

-предложить вспомнить памятные места, которые связаны с именем А.Невского (улица);

- показать фотографии памятников в разных городах (Великий Новгород, Владимир);

- показать изображение на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах. Спросить, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

Затем уже в самом тексте жития выделить несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

На заключительном этапе следует обратиться к осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.

5.1. Уважаемые коллеги! Как вы считаете, насколько эффективны, могут быть предложенные приемы на ваших уроках? Для оценки результативности ответьте на вопросы:

Занятие прошло результативно, т.к.

а) теперь могу применить предложенные приемы в преподавании своего предмета,

б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам,

в) свой вариант ответа.

Ваши замечания и пожелания.

5.2. Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.

Я надеюсь данный мастер-класс расширил ваш кругозор и приемы, которые были использованы сегодня, вы возьмёте себе на заметку для дальнейшей работы с детьми.