Мастер-класс на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
К сожалению, в современном мире дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). Я считаю, что малышей нужно учить дружить, читая им художественную литературу.
(А. Барто (из цикла «Вовка — добрая душа»), «Федорино горе» К. Чуковского, «Косточка» Л. Толстого, Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки», сказки Сутеева, иван царевич и серый волк, Мешок яблок, заюшкина избушка)
В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо, (плохо).
Именно поэтому я поставила перед собой
цель: помочь своим воспитанникам сформировать опыт моральных отношений и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитать их чувства и зажечь в их сердцах огонь человеческой доброты.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Обогатить словарь детей «вежливыми» словами.
4. Продолжать развивать интерес к художественной литературе
Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.
Два воспитателя будут создавать «Цветок дружбы», на лепестках будут появляться правила дружбы (по ходу). Прошу желающих выйти.
Первое правило «спрятано» в песне. Давайте вспомним главную песню о дружбе и узнаем, с чего начинается дружба.
- Так с чего же начинается дружба?
-Улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия. Вот так, легко мы разгадали первое правило дружбы: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!».
А сейчас поиграют наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Какое правило можно вынести из этой игры?
«Не будь жадным, делись с друзьями!»
Продолжим разгадывать правила дружбы. Коллеги, из-за чего чаще всего возникают ссоры между детьми? (Согласна, самая частая причина, когда дети не могут уступить, договориться).
Хочу предложить вашему вниманию историю, как Мишка с Ежиком поссорились. Прошу выйти два желающих ( маски Мишки и Еж, и нужен стул).
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»
…………………………………………..
-Что произошло, что не поделили Мишка и Ежик? ( Мишка и Ежик не поделили качели)
-Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком? (Ежик не уступил Мишке качели)
-Как Мишке и Ежику помириться? (Им надо договориться: кто будет кататься первый, а кто второй. Один из них должен уступить).
- Представим, что Мишка и Ежик помирились. И вот как выглядит эта история с весёлым, добрым концом.
……………………………………………….
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья».
-Какое правило дружбы помогла нам разгадать эта история?
«Умей уступать».
Следующее правило нам помогут разгадать пословицы.
Человек без друзей, что дерево … (без корней).
Нет друга – ищи, а нашел … (береги).
Не мил и свет, когда друга…(нет)
Друга прилежного ищи, а нашел…(береги).
- Какое правило Дружбы помогли нам разгадать пословицы?
«Друзей надо беречь!».
Уважаемые коллеги, большое спасибо, что вы участвуете в моем мастер-классе, помогаете мне. Ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.
Догадались, какое следующее правило дружбы?
«Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей».
Прошу представить наш цветок. …Спасибо.
Закончить свой мастер-класс я хотела бы притчей:
Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые коллеги! Создание позитивного микроклимата в группе, формирование дружеских взаимоотношений между детьми в наших руках! Успехов в работе! Спасибо за внимание.
3