СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс на тему: «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills.

К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным. Например, по данным исследований Wall Street Journal около 90% руководителей испытывают нехватку именно таких работников.

Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс на тему: «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии».»

Мастер-класс учителя биологии и химии

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат»

Вафиной Румии Ривгатевны

в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года -2022»


Тема: «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии».


Уважаемые коллеги, добрый день!


Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии»


В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills.

К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным. Например, по данным исследований Wall Street Journal около 90% руководителей испытывают нехватку именно таких работников.

Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Теперь предлагаю перейти от слов к практике.

Приглашаются 4 человека для работы в фокус-группе. Желающие, прошу, присаживайтесь за стол.

Приветствие бумажными ладошками.

Сейчас я предлагаю вам, используя ладошки и предметы, которые есть на вашем столе, необычно поприветствовать друг друга. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения задания – 1 минута- Подготовка, 1 минута –приветствие.

Благодарю вас за выполнение задания.

Для аудитории. Данный пример позволяет развивать креативность, что является ключевой составляющей в soft skills.

Данную работу можно использовать на уроках русской литературы или в начальном звене. - 1 мин

Сейчас предстоит работа в парах. -10 сек

Задания фокус-группе (работа по парам)- 3 мин на выполнение задания

  1. Пара №1. Вам нужно рассмотреть два фрукта на вашем столе и ответьте на вопросы:

- Какие изменения произошли с одним из яблок и по каким причинам?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Составьте памятку «Как предохранить продукты питания от гниения?»


(Ответ: Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: 1.низкая температура 2.отсутствие влаги 3.присутствие некоторых веществ -консервантов (уксусной и других пищевых кислот, большого количества поваренной соли и др.) Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.)



  1. Работа с текстом

Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость - плазма и нижний - осадок темно-красного цвета. Осадок образован форменными элементами (клетками крови): эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни. Но остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия - генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У больных гемофилией даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерям.


Вопрос: Представьте себе, что вы отправились с одноклассниками в поход. В вашем классе есть ученик, который болен гемофилией, и в ходе похода он глубоко порезал руку. Поможет ли наложение жгута больному гемофилией при порезах? Предположите способ, позволяющий помочь больному гемофилией при порезах.


(Ответ: Наложение жгута и швов при порезах не поможет больному гемофилией, так как у здорового человека эти меры способствуют остановке кровотечения за счет образования тромба, а у больных гемофилией тромб не образуется. Поскольку не хватает одного из факторов свертываемости, то даже наложение жгута лишь уменьшит скорость кровотечения, но не остановит его. Ему нужно ввести в кровь один из недостающих факторов свертываемости.)


Упражнение «Неожиданные связи» (на случай если хватит время)

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.

У каждой группы на столе есть две картинки/предмета: автомат и морковь. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 5 минут.

Ответ. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение с данными словами.



Пока мои коллеги работают, познакомимся с основными навыками soft skills и методами их развития. -3 мин 40 с

Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Умение принимать решения и решать проблемы

Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками.

Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативностьКреативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

  • Взаимодействие с людьми. Умение общаться с людьми

Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, принимать быстрые решения.

Умение искать и обрабатывать информацию

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, систематизировать, анализировать, делать определённые выводы.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качеству каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.



Как развивать soft skills?

Общие правила развития soft skills:

  • Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

  • Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

  • Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

  • Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.


Давайте вернемся к нашей фокус-группе и посмотрим, что у них получилось. -3 мин

Спасибо фокус - группе!!!


Уважаемые коллеги! Профессия требует от нас постоянного развития и движения вперед. По отношению к ученику учитель не может соотноситься с понятием «вчера»! Он может быть только «ЗАВТРА»! 1 мин


Спасибо за внимание!!




































Отдельно на слайды презентации!!!


Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций:


1.Комплексное многоуровневое решение проблем


Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.


2. Критическое мышление


Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.


3. Креативность


Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».

4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)


Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда - чемпионаты». Управление людьми - это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения... нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать команду обучающихся так, чтобы они бежали вприпрыжку на занятия, а не с занятия? Как уладить конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы - и значит владеть навыками лидера.


5. Взаимодействие с людьми

Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.


6. Эмоциональный интеллект

Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.


7. Формирование собственного мнения и принятие решений

Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.


8. Ориентированность

Умение ориентироваться в современном мире о обществе

9. Умение вести переговоры

10. Гибкость ума

Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.