Мастер-класс учителя биологии и химии
ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат»
Вафиной Румии Ривгатевны
в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года -2022»
Тема: «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии».
Уважаемые коллеги, добрый день!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование системы гибких навыков soft skills на уроках биологии»
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или soft skills.
К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.
Переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным. Например, по данным исследований Wall Street Journal около 90% руководителей испытывают нехватку именно таких работников.
Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Теперь предлагаю перейти от слов к практике.
Приглашаются 4 человека для работы в фокус-группе. Желающие, прошу, присаживайтесь за стол.
Приветствие бумажными ладошками.
Сейчас я предлагаю вам, используя ладошки и предметы, которые есть на вашем столе, необычно поприветствовать друг друга. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения задания – 1 минута- Подготовка, 1 минута –приветствие.
Благодарю вас за выполнение задания.
Для аудитории. Данный пример позволяет развивать креативность, что является ключевой составляющей в soft skills.
Данную работу можно использовать на уроках русской литературы или в начальном звене. - 1 мин
Сейчас предстоит работа в парах. -10 сек
Задания фокус-группе (работа по парам)- 3 мин на выполнение задания
Пара №1. Вам нужно рассмотреть два фрукта на вашем столе и ответьте на вопросы:
- Какие изменения произошли с одним из яблок и по каким причинам?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Составьте памятку «Как предохранить продукты питания от гниения?»
(Ответ: Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: 1.низкая температура 2.отсутствие влаги 3.присутствие некоторых веществ -консервантов (уксусной и других пищевых кислот, большого количества поваренной соли и др.) Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.)
Работа с текстом
Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость - плазма и нижний - осадок темно-красного цвета. Осадок образован форменными элементами (клетками крови): эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни. Но остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия - генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У больных гемофилией даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерям.
Вопрос: Представьте себе, что вы отправились с одноклассниками в поход. В вашем классе есть ученик, который болен гемофилией, и в ходе похода он глубоко порезал руку. Поможет ли наложение жгута больному гемофилией при порезах? Предположите способ, позволяющий помочь больному гемофилией при порезах.
(Ответ: Наложение жгута и швов при порезах не поможет больному гемофилией, так как у здорового человека эти меры способствуют остановке кровотечения за счет образования тромба, а у больных гемофилией тромб не образуется. Поскольку не хватает одного из факторов свертываемости, то даже наложение жгута лишь уменьшит скорость кровотечения, но не остановит его. Ему нужно ввести в кровь один из недостающих факторов свертываемости.)
Упражнение «Неожиданные связи» (на случай если хватит время)
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.
У каждой группы на столе есть две картинки/предмета: автомат и морковь. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 5 минут.
Ответ. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение с данными словами.
Пока мои коллеги работают, познакомимся с основными навыками soft skills и методами их развития. -3 мин 40 с
Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Умение принимать решения и решать проблемы
Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.
Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.
В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.
Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы.
Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.
За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, принимать быстрые решения.
Умение искать и обрабатывать информацию
Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, систематизировать, анализировать, делать определённые выводы.
Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:
- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качеству каждого конкретного ученика;
- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
Как развивать soft skills?
Общие правила развития soft skills:
Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.
Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
Давайте вернемся к нашей фокус-группе и посмотрим, что у них получилось. -3 мин
Спасибо фокус - группе!!!
Уважаемые коллеги! Профессия требует от нас постоянного развития и движения вперед. По отношению к ученику учитель не может соотноситься с понятием «вчера»! Он может быть только «ЗАВТРА»! 1 мин
Спасибо за внимание!!
Отдельно на слайды презентации!!!
Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций:
1.Комплексное многоуровневое решение проблем
Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.
2. Критическое мышление
Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.
3. Креативность
Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».
4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)
Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда - чемпионаты». Управление людьми - это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения... нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать команду обучающихся так, чтобы они бежали вприпрыжку на занятия, а не с занятия? Как уладить конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы - и значит владеть навыками лидера.
5. Взаимодействие с людьми
Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.
6. Эмоциональный интеллект
Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений
Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.
8. Ориентированность
Умение ориентироваться в современном мире о обществе
9. Умение вести переговоры
10. Гибкость ума
Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.