СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс покажет возможности приема в формировании универсальных учебных действий на различных учебных предметах и различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы»»

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию проблемных ситуаций в начальной школе.

Задачи:

  • показать возможности приема в формировании универсальных учебных действий на различных учебных предметах и на различных этапах урока;

  • предоставить возможность для оценки эффективности данного приема.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

Формы организации:

  • Индивидуальные - Теоретические

  • Групповые - Практические

Материалы:

  • Теоретические: папка с материалами по теме мастер-класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле «Презентация», индивидуальные бланки анкет.

  • Практические: бумага, ручки.



Ход занятия.

I. Вступительное слово

Добрый день дорогие участники мастер-класса!

Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).



ПАМЯТКА участника мастер-класса

  1. Получи удовольствие!

  2. Позволь себе быть свободным!

  3. Доброжелательность к себе и другим.

  4. Постарайся быть внимательным.

  5. Избегай оценок и суждений.

  6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Дина, мое качество дисциплинированность, доброжелательность.

(Представление участников)

- А теперь Вы.

- Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

- Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого есть тайный кармашек, в котором находится карточка со словами. Соберите из них предложение, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы)

II. Проведение мастер-класса

1 шаг: Презентация педагогического опыта. «Послушай – и ты узнаешь».

- Тема моего мастер – класса «Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы».

На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Скажите, пожалуйста, кто любит проблемы?

- А зачем мы тогда создаем проблемы для детей на уроках?

- Нет проблем? Учись их создавать! Сейчас будем учиться создавать проблемы!

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).

- Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся

В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Джорджа Дьюи. В работе «Как мы мыслим» американский философ, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление утверждает Дьюи, есть решение проблем.

В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая

Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есепов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

-  вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;

-  эпизодически знакомить учащихся с методами науки; (исследования, эксперимент, опыты, наблюдения, выдвижение гипотез)

-  развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

Отвечая на вопрос КАК учить, технология проблемного обучения   позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.

Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель  пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие, как говорят «царственной дорогой». 

Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

2 шаг: Проведение имитационной игры «Посмотри – и ты поймешь».

- Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.

Знакомое слово УРОК.

Урок это из толкового словаря Ожегова это - ?….,

А если заглянуть глубже. У—РОК, рок это судьба, у судьбы, каждый урок несёт смысл жизни, судьбоносное значение. Зная это, будем к уроку относиться иначе.

ВДОХНОВЕНИЕДавайте вместе поговорим о слове ВДОХНОВЕНИЕ, ВДОХ—НОВЕНИЕ, новый вдох и новые ощущения, переживания, эмоции.

А теперь, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на урок окружающего мира на тему «Растения зимой».

Прочитайте текст:

«У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».

- Что может произойти с зелеными растениями зимой?

- Они погибнут.

- Прочитайте, при каких условиях они не погибают?

- Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.

- Какое значение в этом случае имеет снег для растений?

- Снег «греет» растения.

- Вспомните, какой снег на ощупь?

- Снег холодный

- Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?

ВЫВОД: Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения, используя доступные источники. В данном случае - учебник.

Представьте себя на уроке математике во 1 классе.

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении примеров».

«В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич да Василиса Прекрасная. Собралась как-то Василиса к ребятам в Подольскую школу, в 1 «а» класс рассказать, как называются числа при вычитании... да и как в воду пропала. Остались на пороге только слова: «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

- Нет ли среди этих слов знакомых вам? Какие?

- К какой схеме они подойдут?

- А как быть с оставшимися словами?

- Давайте, ребята, сами попробуем разобраться, в каком порядке будут стоять эти слова.

- Как назвать число, которое делают меньше?

- Как назвать число, которое вычитают?

- А что же получается в результате вычитания?

- Составьте схему.

ВЫВОД: Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Попадем на урок русского языка в 4 класс. Тема «Три склонения имен существительных».

Прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

«Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...»

- Определите их падеж и род.

- Что можем сказать об окончаниях в этих словах? (возможно одинаковые)

- Какие? (несколько вариантов дают дети)

- Я вставляю окончания.

- Что заметили? (окончания разные)

- Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания? (по какому-нибудь признаку отличаются)

ВЫВОД: Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

На уроке литературного чтения я предлагаю использовать постановку проблемных вопросов.

- Что служит толчком к мыслительной деятельности?

 - Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.

Рассмотрим на примере небольшого текста.

Текст «Одуванчик»

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

- Текст сам задаёт вопрос, а учитель только делает паузу.

- Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

- А теперь сравниваем свои ответы с текстом.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру?

Текст «Кошка»

Что ты, кошка, сторожишь?

- Текст задаёт вопрос.

- Попробуйте поразмышлять. Что может сторожить кошка?

- Сравните свой ответ с текстом.

Сторожу у норки мышь!

- КАКОЙ ВОПРОС ещё ВЫ ЗАДАДИТЕ?

- Как вы думаете, для чего кошка сторожит у норки мышку?

- Посмотрите, какой оригинальный ответ даёт автор.

Выйдет мышка невзначай.

Приглашу её на чай!

ВЫВОД: Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

- В практике, на уроках чтения с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Предлагаю заняться этим и вам.

3 шаг: Моделирование «Сделай – и ты научишься».

- Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

- Я предлагаю вам на основе текста составить проблемные вопросы для детей.

«Ива»

Плачет ива у обрыва.

Кем обижена ты ива?

Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

                               (В.Бирюков)

Плачет ива у обрыва.

- В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?

- Придумайте свой вопрос

ВОПРОС: Почему ива плачет? Кто её обидел?

Кем обижена ты ива?

- Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.

Видно, ветер, по привычке,

Дёрнул иву за косички.

                              Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево.

Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков.

У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.

Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.

Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

4шаг: Рефлексия.

Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. Итак, завершая разговор, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер.

Завершая работу, я предлагаю вам оценить свое настроение. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.





- Спасибо за внимание. И хочется закончить словами китайской мудрости:

«Скажи мне и, я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому

И я научусь».

































Приложение.







СЛАГАЕМОЕ





СЛАГАЕМОЕ









СУММА

















УМЕНЬШАЕМОЕ



















ВЫЧИТАЕМОЕ

















РАЗНОСТЬ





















+











-



=











=

Интерпретация результатов

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 19, 18, 11, 12

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть».

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).