Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию проблемных ситуаций в начальной школе.
Задачи:
показать возможности приема в формировании универсальных учебных действий на различных учебных предметах и на различных этапах урока;
предоставить возможность для оценки эффективности данного приема.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.
Формы организации:
Материалы:
Теоретические: папка с материалами по теме мастер-класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле «Презентация», индивидуальные бланки анкет.
Практические: бумага, ручки.
Ход занятия.
I. Вступительное слово
Добрый день дорогие участники мастер-класса!
Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).
ПАМЯТКА участника мастер-класса
Получи удовольствие!
Позволь себе быть свободным!
Доброжелательность к себе и другим.
Постарайся быть внимательным.
Избегай оценок и суждений.
Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Дина, мое качество дисциплинированность, доброжелательность.
(Представление участников)
- А теперь Вы.
- Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.
- Спасибо!
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого есть тайный кармашек, в котором находится карточка со словами. Соберите из них предложение, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы)
II. Проведение мастер-класса
1 шаг: Презентация педагогического опыта. «Послушай – и ты узнаешь».
- Тема моего мастер – класса «Формирование универсальных учебных действий с использованием проблемных ситуаций на уроках начальной школы».
На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Скажите, пожалуйста, кто любит проблемы?
- А зачем мы тогда создаем проблемы для детей на уроках?
- Нет проблем? Учись их создавать! Сейчас будем учиться создавать проблемы!
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
- Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся
В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Джорджа Дьюи. В работе «Как мы мыслим» американский философ, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление утверждает Дьюи, есть решение проблем.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая
Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есепов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
- вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
- эпизодически знакомить учащихся с методами науки; (исследования, эксперимент, опыты, наблюдения, выдвижение гипотез)
- развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
Отвечая на вопрос КАК учить, технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.
Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие, как говорят «царственной дорогой».
Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.
2 шаг: Проведение имитационной игры «Посмотри – и ты поймешь».
- Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.
Знакомое слово УРОК.
Урок это из толкового словаря Ожегова это - ?….,
А если заглянуть глубже. У—РОК, рок это судьба, у судьбы, каждый урок несёт смысл жизни, судьбоносное значение. Зная это, будем к уроку относиться иначе.
ВДОХНОВЕНИЕ. Давайте вместе поговорим о слове ВДОХНОВЕНИЕ, ВДОХ—НОВЕНИЕ, новый вдох и новые ощущения, переживания, эмоции.
А теперь, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на урок окружающего мира на тему «Растения зимой».
Прочитайте текст:
«У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».
- Что может произойти с зелеными растениями зимой?
- Они погибнут.
- Прочитайте, при каких условиях они не погибают?
- Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.
- Какое значение в этом случае имеет снег для растений?
- Снег «греет» растения.
- Вспомните, какой снег на ощупь?
- Снег холодный
- Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?
ВЫВОД: Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения, используя доступные источники. В данном случае - учебник.
Представьте себя на уроке математике во 1 классе.
Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении примеров».
«В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич да Василиса Прекрасная. Собралась как-то Василиса к ребятам в Подольскую школу, в 1 «а» класс рассказать, как называются числа при вычитании... да и как в воду пропала. Остались на пороге только слова: «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
- Нет ли среди этих слов знакомых вам? Какие?
- К какой схеме они подойдут?
- А как быть с оставшимися словами?
- Давайте, ребята, сами попробуем разобраться, в каком порядке будут стоять эти слова.
- Как назвать число, которое делают меньше?
- Как назвать число, которое вычитают?
- А что же получается в результате вычитания?
- Составьте схему.
ВЫВОД: Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Попадем на урок русского языка в 4 класс. Тема «Три склонения имен существительных».
Прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
«Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...»
- Определите их падеж и род.
- Что можем сказать об окончаниях в этих словах? (возможно одинаковые)
- Какие? (несколько вариантов дают дети)
- Я вставляю окончания.
- Что заметили? (окончания разные)
- Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания? (по какому-нибудь признаку отличаются)
ВЫВОД: Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
На уроке литературного чтения я предлагаю использовать постановку проблемных вопросов.
- Что служит толчком к мыслительной деятельности?
- Вопросы “Что?”, “Почему?”, “По какой причине?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям.
Рассмотрим на примере небольшого текста.
Текст «Одуванчик»
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
- Текст сам задаёт вопрос, а учитель только делает паузу.
- Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.
- А теперь сравниваем свои ответы с текстом.
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру?
Текст «Кошка»
Что ты, кошка, сторожишь?
- Текст задаёт вопрос.
- Попробуйте поразмышлять. Что может сторожить кошка?
- Сравните свой ответ с текстом.
Сторожу у норки мышь!
- КАКОЙ ВОПРОС ещё ВЫ ЗАДАДИТЕ?
- Как вы думаете, для чего кошка сторожит у норки мышку?
- Посмотрите, какой оригинальный ответ даёт автор.
Выйдет мышка невзначай.
Приглашу её на чай!
ВЫВОД: Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.
- В практике, на уроках чтения с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Предлагаю заняться этим и вам.
3 шаг: Моделирование «Сделай – и ты научишься».
- Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
- Я предлагаю вам на основе текста составить проблемные вопросы для детей.
«Ива»
Плачет ива у обрыва.
Кем обижена ты ива?
Видно, ветер, по привычке,
Дёрнул иву за косички.
(В.Бирюков)
Плачет ива у обрыва.
- В этом тексте нет вопроса, но что захотелось спросить у текста?
- Придумайте свой вопрос
ВОПРОС: Почему ива плачет? Кто её обидел?
Кем обижена ты ива?
- Придумайте свои ответы. Сравните с ответом текста.
Видно, ветер, по привычке,
Дёрнул иву за косички.
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево.
Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков.
У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.
Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.
Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
4шаг: Рефлексия.
Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. Итак, завершая разговор, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер.
Завершая работу, я предлагаю вам оценить свое настроение. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.
- Спасибо за внимание. И хочется закончить словами китайской мудрости:
«Скажи мне и, я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому
И я научусь».
Приложение.
СЛАГАЕМОЕ
СЛАГАЕМОЕ
СУММА
УМЕНЬШАЕМОЕ
ВЫЧИТАЕМОЕ
РАЗНОСТЬ
+
-
=
=
| Интерпретация результатов № 1, 3, 6, 7 | характеризует установку на преодоление препятствий | № 2, 19, 18, 11, 12 | общительность, дружескую поддержку | № 4 | устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) | № 5 | утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость | № 9 | мотивация на развлечения | № 13, 21 | отстраненность, замкнутость, тревожность | № 8 | характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя | № 10, 15 | комфортное состояние, нормальная адаптация | № 14 | кризисное состояние, «падение в пропасть». | № 20 | часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство | Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17). | |