Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Районный конкурс «Педагог года - 2023»
Мастер-класс на тему:
«Использование коврографа «Ларчик» Воскобовича»
в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР»
Составила и провела: учитель – логопед
Кустова Надежда Вячеславовна
с. Месягутово, 2023
1 этап – подготовительно-организационный
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему: «Использование коврографа «Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР».
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи:
- повысить мотивацию педагогов к использованию развивающих игр в образовательной деятельности ДОУ;
- показать практическую значимость игрового комплекса «Коврограф Ларчик»;
- развитие творческой активности педагогов.
2 этап - основной
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Очень актуальным становится применение в педагогическом процессе развивающих игр. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии «Коврограф Ларчик» В.В. Воскобовича.
Что же это такое? Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика, в основу игр заложено 3 принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры, это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению и творчеству.
Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач. Из практического опыта хочется отметить, что хорошую базу для проведения образовательного процесса даёт коврограф по речевому развитию детей, имеющих ТНР. Он позволяет активизировать речь каждого ребенка, расширяет словарный запас, знакомит детей с элементарными направлениями, описаниями. Для работы по речевому развитию используется заучивание стихов, скороговорок по мнемотаблицам, составление рассказов с выкладыванием серии картинок на «коврографе». Есть возможность моделировать буквы с помощью верёвочных сказок, учить составлять и читать слоги, а в перспективе целые слова и словосочетания. Согласные буквы есть в двух цветах - синий и зелёный, то есть можно наглядно демонстрировать твердость и мягкость звуков. Гласные буквы обозначены красным цветом. Это очень удобно при проведении звукового анализа слова на занятиях по обучению грамоте.
Новый виток работы с данным пособием начался осенью 2022г., когда мы в очередной раз набрали детей в старшую логопедическую группу. Воспитанники с любопытством изучали данное оборудование, учились работать с различным наполнением. Главный ключ успеха - это простота крепления материала. Дети выстраивали различные башни и дорожки из геометрических фигур, дальше работа стала расширяться, охватывать всё больше областей знаний.
Подстраиваясь под интересы детей на первый план, с учётом возрастных особенностей воспитанников, вышло знакомство с окружающим миром. С помощью верёвочных сказок создавался фон, который задавал тему. Здесь без творчества подхода педагога не обойтись, но как только какой-то сюжет начинает появляться, дети сразу увлечённо смотрят, с каждым новым появившимся элементом, новым завитком верёвочки, они пытаются догадаться, какая же тема будет обозначена, и конечно, финальные штрихи всегда остаются за нашими юными воспитанниками. Именно они дополняют изображение таким образом, чтобы оно было ближе к их детскому восприятию. Из видеоматериала мы видим, что возможности в данной области практически безграничны. Главное - это фантазия и творчество. И не секрет, что материал для запоминания детям с ТНР приходится повторять многократно. Наглядность и расположение материала перед глазами детей облегчает этот процесс.
Со старшей группы дети играют не только под руководством педагога, но и самостоятельно. Одни спрашивает, показывая на карточку, другие ребята пытаются вспомнить название. И конечно же им нравится мобильность представленного материала: они сортируют, расставляют, меняют местами, исключают и дополняют. А ведь это всё логические операции. Значит мы подошли к следующему моменту использования корфографа – играем и развиваем речь детей с помощью ФЭМП.
Для детей дошкольного возраста особенно важным является сенсорное развитие. Здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Сюжет заданий может быть различным. Основа - это проблема, изложенная ребенку в доступной форме. Большой отклик у детей вызывает ведение персонажа, которому необходима помощь. Тогда задания и ход его выполнения ярче запечатлеется в памяти ребенка. Наши дети, например, по прошествии какого-то времени, вспоминают, как они помогали белочке считать орешки или маме расставлять посуду на полочки. При этом они очень хорошо помнят, что нужно было сделать, как с этим справлялись. Ну и конечно же – это положительные эмоции от значимости своих усилий в достижении результатов. Если задание сложное, то можно предварительно обсудить подход и пути его решения. И уже после предоставить воспитанникам возможность справиться с данной задачей на практике.
В методическом пособии к данному оборудованию представлены несколько вариантов математических игр для детей разного дошкольного возраста. Но на мой взгляд, лучше и интереснее самим придумывать сюжет игр, отвечающие мотиву, тематической неделе или определенному моменту занятия. Я всегда стараюсь дать тот материал на отработку, при помощи средств коврографа, который вызвал наибольшее затруднение у детей. Когда утром дети приходят в группу и видят новое наполнение, то у них сразу появляется интерес, любопытство, жажда деятельности решения новых задач. Работа может происходить как индивидуально, так и подгруппой детей, причем результат выполнения оцениваем совместно с детьми, разбирая каждые моменты, обсуждая правильность принятого решения. Именно в такой атмосфере дети лучше учатся рассуждать, размышлять, выдвигать свои гипотезы, формировать мысли более лаконично. Создается прекрасная почва для реализации ФГОСа – принцип подхода от авторитарного образования к образованию в тендеме с ребенком.
Сейчас в наше время появилось множество новых слов. И мне хочется поделиться с вами своим лайфхаком в работе с данным пособием. Это современное слово на деле обозначает полезный совет. Живой отклик у детей вызывает все новое. Поэтому я занимаюсь самостоятельным изготовлением дополнительных материалов, иллюстраций, карточек-заданий. Привнести новое не так сложно, используя современные технологии. Практически в каждом детском саду есть интернет, цветной принтер, компьютер. Подбираем нужные картинки в интернете, скачиваем. Некоторые пособия делаю двусторонними. Их удобно использовать в играх для ориентировки в пространстве. Благодаря чему, мы получаем возможность задавать направление движения или указание объекта, вправо, влево. Для статических изображений можно делать картинки односторонними. Это еще проще. Распечатываем, складываем по линии сгиба, вырезаем по контуру. Далее используем ламинатор. Заламинированные картинки вырезаем, приклеиваем липучки и новый материал готов! А это значит, впереди ребят ждут много интересных и удивительных заданий, много новых открытий и игр. А знания и умения детей, полученные в ходе игры на коврографе, усваиваются легко и непринужденно!
3 этап - проведение имитационной игры
А сейчас я предлагаю поучаствовать в приключении слоника Ляп-Ляп. А остальные, подумайте и скажите в конце, какие же цели и задачи я поставила перед ребенком, используя игры и упражнения на коврографе.
Собрался как-то слоник Ляп-Ляп к слонику Лип-Лип в гости. На его пути начали встречаться различные препятствия.
И первое, что ему встретилось – это дорожка. Она не простая, когда ведем пальчиком вверх, то звук Р произносим громко, а когда вниз-то произносим тихо. При этом произносим правильно, чтобы язычок дрожал, а не говорил горлышком. Молодец! У тебя здорово получилось!
Следующее задание – нужно разгадать ребус, назвав картину и определив первый звук в слове. Выкладывай соответствующую букву. И если назовешь все буквы правильно, то ты разгадаешь, какое слово зашифровано. Молодец, ты легко справился с этим заданием!
Следующая преграда на пути к слонику Лип-Лип – это игра «Собери картинку» так, чтобы цифры были по порядку – от 1 до 5. И у тебя получится целая картина. Что на ней изображено, расскажи. Молодец!
А сейчас, давай посмотрим на картинку и придумаем предложение. Выложи схему этого предложения. Сколько слов в этом предложении? Здорово ты выполнил и это задание.
Устал слоник Ляп-Ляп идти пешком. И решил он добраться на веселом поезде. Нужно прохлопать слово, сказать сколько слогов. И мы узнаем, на каком поезде они поедут.
Вот и приехал слоник Ляп-Ляп в гости к слонику Лип-Лип. Расскажи, что тебе показалось трудным, а что давалось легко и непринужденно?
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие задачи я постаралась решить, используя игры на коврографе?
4 этап – рефлексия – в заключение я хотела бы подарить вам буклеты, в которых я описала логопедические игры, которые я использую в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР с помощью коврографа Воскобовича. Они не простые, если вы наведете камеру своего телефона на куар код, то вы окажитесь на странице моего личного сайта с видео-играми с использованием каврографа.
Мой мастер класс подошёл к концу. Я бы хотела вас попросить оценить мой мастер класс. Перед вами на столе лежат гномики (весёлый и грустный) Если вам было интересно (Весёлого гномика) если вы заскучали (Грустного гномика).
Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, 2012 г.
2. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры – СПб., 2000 г.
3. Спиваковских А.С. Дошкольный возраст – время играть. М.2010 г.
4. Интернет-ресурсы.
5. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.
6. Карелина С. Н. Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича / С. Н. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 23-27.
7. Кондратьева Л. А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л. А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16.
8. Радеева, М. Н. Совместная деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в младшей группе: по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка" / М. Н. Радеева, Т. Б. Фролова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 16-17.
9. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса": сред. дошк. возраст / Т. Г. Харько. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. - 191 с.